Способы расчета декретных выплат: перенос декретного отпуска

Из декрета в декрет: расчет пособия в 2020 году

Распространенной является ситуация, когда сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, идет в новый декрет. Разберемся, как считается пособие по беременности и родам в этом случае.

Порядок расчета пособия в 2020 году

Порядок назначения и расчета декретных выплат закреплен в ст. 12-14 Закона 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

По общему правилу сотруднице, уходящей в отпуск по беременности и родам, пособие рассчитывается исходя из среднего заработка за 2 года, предшествовавших выходу в декрет. Особый случай — когда в этом двухлетнем периоде работница находилась в предшествующем декрете.

В отпуске по беременности и родам женщина обычно не работает и не получает зарплату. Сами декретные выплаты не включаются в доход для расчета последующих пособий. Поэтому пособие, рассчитанное за период, в котором женщина находилась в декрете, может быть очень маленьким.

Законодатель придумал выход из этого положения: разрешив работницам, находившимся в декрете, который пришелся на один или на оба расчетных года, использовать заработок за более ранние периоды.

Пример

  • Работница вышла в декрет в 2019 году и при этом находилась в предыдущем декрете в 2017 и 2018 годах — заработок можно взять за 2015-2016 годы.
  • Работница вышла в декрет в 2019 году и при этом находилась в нескольких декретах подряд в течение 2015-2018 годов — заработок можно взять за 2013-2014 годы.

Вариантов выбора расчетного года может быть много. Их подробно расписывает ФСС в своем Письме от 30.11.2015 № 02-09-11/15-23247:

Рассчитывая пособие по более ранним периодам, необходимо сравнить его с:

  • пособием, которое исчисляется по МРОТ;
  • пособием, исчисленным за два основных расчетных года (п. 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, утв. Постановлением Правительства России от 15.06.2007 № 375).

Если пособие, рассчитанное по более ранним периодам, ниже МРОТ, выплачивается пособие, исчисленное из МРОТ. И аналогично: если пособие, исчисленное по ранним периодам, получилось меньше «двухлетнего», платится пособие, рассчитанное по заработку за 2 основных года (даже если на них частично пришелся прошлый декрет).

Таким образом, для сотрудницы, уходящей в декрет из декрета, пособие нужно рассчитать в три этапа (по трем формулам):

  • Вначале рассчитываем пособие в общем порядке: по среднему заработку за 2 года, предшествовавших декрету. Делается это, когда в указанных периодах был хоть какой-то доход (по трудовому или гражданско-правовому договору), кроме пособия по БиР. Если другого заработка не было, пропускаем этот шаг.
  • Затем рассчитываем пособие за 2 года, предшествовавших самому первому декрету. Также по среднему заработку.
  • В конце рассчитываем пособие исходя из МРОТ (в том же порядке, как оно рассчитывается при отсутствии заработка вообще).

После всех расчетов выбирается тот вариант, где пособие выше — оно и выплачивается сотруднице.

Рассмотрим, как рассчитывается пособие по среднему заработку за 2 года и как оно считается исходя из МРОТ.

Как рассчитать пособие по БиР исходя из среднего заработка

Пособие рассчитывается по следующей формуле:

СДЗ х ДО

СДЗ — средний дневной заработок (его мы берем либо за 2 года, предшествовавших основному декрету, либо за выбранные более ранние годы);

ДО — дни отпуска по беременности и родам.

Размер отпуска по беременности и родам зависит от количества детей, которыми беременна женщина и сложностью прошедших родов:

  • 140 дней — при беременности одним ребенком и родах без осложнений;
  • 156 дней — при беременности одним ребенком и родах с осложнениями;
  • 194 дня — при беременности двумя и более детьми.

Средний заработок рассчитывается, в свою очередь, по формуле:

(ЗП1 + ЗП2) : 730

ЗП1 — зарплата за первый выбранный для расчета пособия год;

ЗП2 — зарплата за второй расчетный год;

730 — количество дней в выбранных годах.

Если один из выбранных годов високосный, то в формуле нужно использовать значение «731».

Значение 730 уменьшается на количество дней, в которых сотрудница находилась в предыдущем отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, на больничном или была освобождена от работы с сохранением зарплаты (на которую не начислялись страховые взносы).

После того как вы рассчитаете СДЗ, его нужно сравнить с предельным лимитом. Лимит среднего дневного заработка — максимальное значение, которое можно учесть при расчете пособия. Подробнее про порядок расчета СДЗ можно узнать здесь.

Узнать о максимальном и минимальном размере пособия в 2020 году вы можете из этой статьи.

Как рассчитать пособие по МРОТ

Пособие по МРОТ рассчитывается по следующей формуле:

(МРОТ х 24 : 730) х ДО

МРОТ — величина, установленная ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (берется на 1 января года, в котором сотрудница уходит в декрет. МРОТ на 01.01.2020 установлен в размере 12 130 рублей);

24 — количество месяцев в годах, по которым рассчитывается пособие;

730 — твердая величина, не меняется, даже если один из выбранных годов високосный;

ДО — количество дней отпуска по беременности и родам.

Вам также могут быть полезны статьи:

Подводим итоги

  • Если в двух годах, предшествовавших декрету, сотрудница находилась в другом декрете, при расчете можно использовать более ранние периоды.
  • Рассчитывая пособие по более ранним годам, его нужно сравнить с пособием, рассчитанным за основные 2 года (если в них имелся заработок) и пособием, исчисленным исходя из МРОТ. Выплате подлежат те декретные, где сумма выше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правила переноса лет для расчета декретного пособия

При расчете пособия по беременности и родам нельзя произвольно заменить годы расчетного периода. К такому выводу пришли высшие арбитры в Определении Верховного суда РФ от 22.09.2017 № 304-КГ17-12780.

Общий порядок

Прежде чем перейти к выводам, сделанным судами, расскажем о правилах расчета пособий, связанных с материнством. Они установлены в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работницы, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления декрета или отпуска по уходу за ребенком.

Из этого правила есть исключения. Так, в том случае, когда в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работница находилась в декрете и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по ее заявлению могут быть заменены для расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом). Главное, чтобы замена лет привела к увеличению размера пособия.

Аналогичное правило прописано и в п. 6, 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее — Положение).

Как видите, ни в Законе № 255-ФЗ, ни в Положении не уточняется, какие именно предшествующие наступлению страхового случая годы можно использовать в расчете — любые два года или же два года, непосредственно предшествующие году, в котором наступил страховой случай.

Из декрета в декрет

Работница индивидуального предпринимателя в 2012—2014 гг. сначала находилась в отпуске по беременности и родам, а потом в отпуске по уходу за первым ребенком. Не выходя на работу, она подала заявление о прекращении отпуска по уходу за первым ребенком и убытии в декретный отпуск в связи с рождением следующего ребенка (соответствующий листок нетрудоспособности по беременности и родам был ей выдан с 22 октября 2014 г.). После окончания этого больничного листа сотрудница написала заявление о предоставлении отпуска по уходу за вторым ребенком на период с марта 2015 г. по январь 2016 г. Кроме того, работница написала еще одно заявление, в котором попросила для расчета пособия заменить 2013 и 2014 гг. на 2009 и 2010 гг.

Индивидуальный предприниматель удовлетворил просьбу сотрудницы и рассчитал пособия исходя из среднего заработка, полученного ею в 2009 и 2010 гг.

Однако специалисты ФСС России признали такие действия бизнесмена неправомерными и частично отказали в принятии к зачету выплаченных сумм декретного пособия. По их мнению, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы, а только на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая. Если в 2013—2014 гг. работница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 г., то 2013 и 2014 гг. могут быть заменены только на ближайшие предшествующие 2011 и 2010 гг., так как последним полностью отработанным годом является 2011 г.

Предприниматель не согласился с решением фонда и обратился за защитой в суд.

Первые победы…

В рассматриваемом деле суд первой инстанции и апелляция поддержали предпринимателя. Суды отметили, что на законодательном уровне не установлена замена годов в расчетном периоде в целях расчета пособия только на непосредственно предшествующие годы, поскольку и в Законе № 255-ФЗ, и в Положении содержится формулировка «предшествующий календарный год».

Принимая решение в пользу предпринимателя, арбитры также привели отдельные положения Конституции РФ. Они указали, что в России материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 38, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Принцип социального государства относится к основам конституционного строя РФ. Этот принцип обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7, ст. 37 и 41 Конституции РФ), в том числе в отношении такой особой категории, как беременные женщины.

Каждая работающая женщина имеет право на отпуск по материнству (отпуск по беременности и родам), в связи с предоставлением которого ей выплачивается денежное пособие. При этом ставки пособия должны быть определены национальными законами или правилами таким образом, чтобы обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены условия и удовлетворительный уровень жизни (п. 1 ст. 3, п. 1 и 2 ст. 4 Конвенции МОТ от 28.06.52 № 103 «Относительно охраны материнства», ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.56).

Исходя из этого, арбитры пришли к выводу, что предприниматель обоснованно рассчитал пособие максимально приближенно по отношению к фактической зарплате работницы.

…и последующие поражения

Представители ФСС России не согласились с таким «приговором» и решили обжаловать его в кассации. И эта судебная инстанция, а затем и Верховный суд РФ поддержали фонд.

Арбитры отметили, что нижестоящие суды не учли следующее. Исключения в расчете пособий, касающиеся ситуации, когда в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов работница находилась в декрете или в отпуске по уходу за ребенком, не отменяют общий принцип выплат как частичную компенсацию утраченного работником заработка в результате наступления страхового случая. Поэтому замена календарных лет, непосредственно предшествующих наступлению страхового случая, на другие произвольно выбранные по желанию работника годы, предшествующие наступлению страхового случая, не будут отвечать заложенным в Законе № 255-ФЗ принципам.

Суд кассационной инстанции посчитал неправильными выводы судов о том, что ни Законом № 255-ФЗ, ни Положением не установлено, что замена возможна только на непосредственно предшествующие годы. В части 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ сказано, что пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два предшествующих календарных года. При этом берутся годы именно непосредственно предшествующие наступлению страхового случая. Это прямо следует из указанной нормы.

Отклонили арбитры и ссылки судов на Конституцию РФ, так как, по их мнению, приведенные положения Конституции РФ не относятся к рассматриваемой ситуации. Кроме того, арбитры отметили, что согласно позиции предпринимателя компенсироваться может не заработная плата, утраченная в результате наступления страхового случая, а любая заработная плата, когда-либо ранее получаемая работником. А это недопустимо.

Следует отметить, что Минтруд России придерживается фискального подхода. Так, в письме от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105 специалисты трудового ведомства указали следующее. Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее. Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

Можно ли выбрать года для расчета декретных

Согласно части 1 статьи 14 Закона 255, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное выплаты по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года (КГ), предшествующих наступлению временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (БиР), по уходу за малышом.

В случае, если в двух КГ, предшествующих наступлению указанных страховых случаев работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком, соответствующие КГ по заявлению работника могут заменяться в целях расчета среднего заработка предшествующими датами при условии, что это приведет к увеличению размера начислений.

Какие бывают пособия (730, 731 или 732 дней)?

  1. По беременности и родам (декретные ).
  2. По временной нетрудоспособности (больничные).
  3. Ежемесячные льготы по уходу за ребенком до 1.5 лет (детские).
Читайте также:  Доступная инструкция по расчету выплат за отпускные дни

Согласно статьи 14 закона 255-ФЗ расчетный период (РП) для любых пособий — это два КГ согласно справки о доходах. То есть в 2019 при расчете (декретных, больничных и пособия по уходу за детьми до 1.5 лет) необходимо брать доходы сотрудника за 2018 и 2017 г. и полученную величину разделить на количество дней. Так рассчитывается среднедневной заработок, который и применяется в формулах при расчете величины льгот.

Сколько дней входит в РП — 365+365=730 или 365+366=731 день (если перерасчет попал на високосный).

Но в жизни всё сложнее. Потому что расчет среднедневного заработка для льгот (декретного, больничного, по уходу до 1.5 лет) свой. И там в одних ситуациях количество дней строго 730 дней.

Как произвести замену?

Если жен­щи­на, на­хо­дясь в от­пус­ке по уходу за ре­бен­ком, узна­ет, что снова бе­ре­мен­на, зна­чит, скоро нужно опять оформ­лять отдых по бе­ре­мен­но­сти и родам. А для целей рас­че­та де­крет­ных вста­нет во­прос о выборе и за­мене годов. Ведь по­со­бие по БиР, счи­та­ет­ся ис­хо­дя из сред­не­го за­ра­бот­ка за 2 КГ, пред­ше­ству­ю­щих на­ступ­ле­нию стра­хо­во­го слу­чая – бе­ре­мен­но­сти и рож­де­ния со­от­вет­ствен­но.

Но в рас­смат­ри­ва­е­мом слу­чае один, а может и оба этих отрезка, у жен­щи­ны со­сто­я­ли из дет­ских от­пус­ков. Тогда ра­бот­ни­ца впра­ве за­ме­нить один либо оба пе­ри­о­да на более ран­ние, если бла­го­да­ря этому сумма по­ло­жен­ных выплат уве­ли­чит­ся (ч. 1 ст. 14 За­ко­на от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п. 11 По­ло­же­ния об осо­бен­но­стях ис­чис­ле­ния по­со­бий, утв. По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства от 15.06.2007 № 375).

Ана­ло­гич­ная си­ту­а­ция складывается у ра­бот­ни­цы, от­ра­бо­тавшей ко­рот­кий срок между пер­вым и вто­рым де­кре­том.

Замена года при расчете декретных в 2019 г.

Замене подлежат не любые от­ра­бо­тан­ные со­труд­ни­цей дни, а пред­ше­ству­ю­щие на­ступ­ле­нию преды­ду­щей бе­ре­мен­но­сти.

Артамонова С.М. ра­бо­та­ет в ООО «Организация» с 03.09.2012. На отдыхе по БиР она была с 08.02.2017 по 20.06.2017, а по уходу за ре­бен­ком – с 21.06.2017. А 08.10.2019 и при­нес­ла боль­нич­ный лист, вы­дан­ный в связи с новой бе­ре­мен­но­стью.

Рас­чет­ный пе­ри­од при таких об­сто­я­тель­ствах – 2017-2018 гг. Но по­сколь­ку почти все эти 2 года она была в дет­ских от­пус­ках, то впра­ве за­ме­нить на 2015-2016 гг. Пе­ре­но­сить РП на более ран­ние сроки ра­бот­ни­ца не может, даже если бла­го­да­ря этому платежи увеличатся. То есть в при­ме­ре нель­зя за­ме­нить 2017-2018 гг., к при­ме­ру, на 2013 г. и 2014 г.

Если же ра­бо­то­да­тель рас­счи­та­ет по­со­бие со­труд­ни­це, пе­ре­не­ся сроки на более от­да­лен­ные промежутки, то такие выплаты ФСС не при­мет к за­че­ту. И даже если ор­га­ни­за­ция решит по этому по­во­ду су­дить­ся с Фон­дом, суд будет на сто­роне по­след­не­го (Опре­де­ле­ние ВС от 12.02.2018 N 309-КГ17-15902 ).

Заявление на замену лет при расчете декретных

Бух­гал­тер ис­чис­ляет средства с уче­том за­ме­ны в том слу­чае, если у него будет за­яв­ле­ние о за­мене от ра­бот­ни­цы. То есть сна­ча­ла о воз­мож­но­сти выбора и за­ме­ны со­труд­ни­це нужно рас­ска­зать (она может этого и не знать), а потом на­пи­сать за­яв­ле­ние. Так как это в ее ин­те­ре­сах.

За­яв­ле­ние со­став­ля­ет­ся в про­из­воль­ной форме на имя ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции.

Например: «Для рас­че­та по­со­бия по бе­ре­мен­но­сти и родам, а также по уходу за ре­бен­ком, прошу за­ме­нить 2017 и 2018 гг. РП на 2015 и 2016 гг., т. к. с 08.02.2017 по 20.06.2017 я на­хо­ди­лась в от­пус­ке по бе­ре­мен­но­сти и родам, а с 21.06.2017 по 08.10.2018 – по уходу за ре­бен­ком».

На­пом­ним, что нель­зя предо­ста­вить со­труд­ни­це од­но­вре­мен­но от­пуск по БиР и по уходу за малышом. По­это­му уйти в новый декрет она смо­жет толь­ко после того, как будет пре­рван предыдущий.

Важно! Если включаемые в расчет по просьбе заявителя даты отработаны у другого работодателя, необходимо принести справку по форме 182н.

Социальные выплаты начисляются в десятидневный срок со дня поступления листка нетрудоспособности по беременности и родам. Если к этому времени работница не успела принести справку с предыдущей работы, расчет декретных производится на основании имеющихся документов.

Бухгалтер разделит сумму зарплаты за два предыдущих года на общее количество календарных дней за исключением:

  • дней нахождения на больничном;
  • дней дородового и послеродового отгула;
  • дней отдыха по уходу за ребенком.

Получившийся среднедневной заработок сравнивается с рассчитанным от минимального размера зарплаты. Для начисления принимается большая величина дневного заработка. После получения справки 182н бухгалтер обязана сделать перерасчет.

Условия выбора и замены расчетного периода

Для замены (выбора) РП, необходимо соблюдение следующих условий:

  • работник находился в отпуске по БиР;
  • письменное заявление работника;
  • замена РП не должна ухудшать положение работника, то есть, замена РП должна способствовать увеличению размера пособия.

При замене, следует придерживаться установленных правил.

Так, заменить можно КГ только целиком. Один меняется на другой. Нельзя дробить выбирая по нескольку месяцев из каждого.

При замене расчетного периода, отрезок времени меняется целиком и в РП по-прежнему будет два календарных года, при этом необязательно, чтобы это было два подряд идущих. Это может быть первый предшествующий наступлению страхового случая и третий, или второй и третий, третий и четвертый – при наличии оснований на замену двух лет.

Если работница в течение двух лет, которые входят в расчет, была в отпуске по беременности и родам, один или оба года РП можно заменить на предшествующие. При условии, что это приведет к увеличению размера пособия. И не важно, что на расчетный период приходится только часть указанных отгулов.

Законодательство

ФСС в письме от 30.11.2015 № 02−09−11/15−23247 разъяснил:

Исключением является случай, когда в годах, предшествующих расчетному периоду, работник также был декрете. В таком случае замена может производиться на время, предшествующее наступлению первого страхового случая.

Из общего правила определения РП законодатели сделали исключение для женщин, которые в указанном периоде находились в декрете, и потеряли из-за этого в зарплате. В описанном случае можно перенести один год или оба на более раннее время.

Из части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ следует, что произвести замену можно при соблюдении трех условий.

  1. В двух КГ, непосредственно предшествующих наступления страхового случая (болезни, декрета), либо в одном из указанных годов работник находился в декрете.
  2. От работника поступило заявление о замене.
  3. Замена приведет к увеличению размера пособия.

Исключаемый период при расчете пособий

Из расчетного периода согласно частей 1 и 3.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ исключить:

  • временную нетрудоспособность («больничный»), отпуска по беременности и родам («декретный»);
  • освобождения сотрудницы от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если страховые взносы с заработной платы не начислялись.

Примечание: Эти правила не распространяются на ситуацию, когда средний дневной заработок надо считать исходя из МРОТ.

Исключается ли из расчетного периода при определении размера пособия по беременности и родам время, когда сотрудница работала в режиме неполного рабочего времени с сохранением права на льготы по уходу за ребенком.

Работая на условиях неполного рабочего времени, сотрудница продолжает находиться в декрете, это следует из положений статьи 256 Трудового кодекса РФ. Поэтому это время из числа календарных дней РП нужно исключить.

Зарплата, начисленную сотруднице за работу в режиме неполного рабочего времени, включается в заработок при начислении пособия по беременности и родам. Пособие по уходу за ребенком и компенсационная выплата до достижения ребенком трехлетнего возраста, соответственно, в заработок расчетного периода не включаются. Такие правила установлены в частях 1, 2 и 3.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.

На практике возможна ситуация, когда количество календарных дней РП будет равно нулю. Это произойдет, если весь расчетный период будет состоять из исключаемого времени. Например – если в течение двух лет, предшествующих декрету, сотрудница находилась в другом отпуске по беременности и родам.

Если при этом, находясь в декрете, сотрудница работала на условиях неполного рабочего времени, то заработок в расчетном периоде у нее будет. В такой ситуации рассчитать средний дневной заработок в общем порядке, исходя из заработка расчетного периода, невозможно. Поскольку знаменатель формулы расчета (количество календарных дней РП) равен нулю.

В данной ситуации возможны два варианта действий:

  • рассчитать пособие по беременности и родам исходя из заработка, равного МРОТ;
  • по заявлению сотрудницы заменить РП на более ранние сроки (ч. 1 ст. 14 Закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ).

Способы расчета декретных выплат: перенос декретного отпуска

Беременность — важнейший период в жизни многих женщин. В это время необходимо максимально отстраниться от стресса и тяжелых физических нагрузок. Все усилия должны быть направлены на сохранение здоровья и заботу о малыше. По закону женщина может не работать во время беременности и несколько лет после рождения ребенка. Работодателем оплачиваются декретные выплаты. Как рассчитать декретные? Ответим на этот вопрос в статье.

Калькулятор для расчета декретных выплат

С помощью этого калькулятора вы можете произвести точный расчет декретных выплат.

Кто получает декретные?

Декретный отпуск — период, в течение которого женщина находится на больничном и осуществляет уход за ребенком. Он должен быть назначен до или после рождения малыша. По истечении этого срока женщина возвращается на свое рабочее место.

Кто имеет право на получение пособия? В такой категории женщин относятся:

  • Трудоустроенные.
  • Уволенные с рабочего место по причине ликвидации предприятия.
  • Обучающиеся в техникумах, колледжах, университетах.
  • Подлежащие обязательному социальному страхованию.
  • Усыновившие ребенка.
  • Занимающиеся индивидуальным предпринимательством. Выплата им государственных пособий осуществляется в том случае, если они приняли участие в программе добровольного социального страхования. Размер декретных будет зависеть от суммы взносов.
  • Проходящие службу по контракту и т. д.

К особой категории относятся иностранные гражданки. При временном или постоянном проживании и наличии трудоустройства они имеют право получать пособия в случае беременности или рождения малыша.

Может ли финансовую поддержку получить отец ребенка?

Во многих российских семьях единственным добытчиком является отец. Мать же не работает и, к примеру, занимается домашним хозяйством. Имеет ли в таком случае отец право получить финансовую поддержку от государства?

Глава семейства может рассчитывать на получение следующих видов декретных:

  1. Единовременная выплата после рождения ребенка. Право на ее получение имеет каждый родитель или законный представитель малыша. Она осуществляется работодателем.
  2. Выплаты по уходу за малышом до 1.5 лет. Такой тип финансовой поддержки могут получить как застрахованные, так и незастрахованные лица. В первом случае размер пособия будет составлять 40 процентов от заработной платы родителя, а во втором — установленный минимальный размер выплат. Для получения такой финансовой поддержки отец должен оформить отпуск по уходу за ребенком. Кроме того, необходимо подать справку в соответствующие государственные органы, которая подтверждает, что мать малыша выплаты по уходу не получает.

Единственное пособие, которое получить отец ребенка не может, — пособие по беременности и родам. Это вполне логично.

Формула для расчета декретных

Формула для расчета декретных состоит из трех компонентов:

  1. Личный доход женщины за 2 прошедших календарных года.
  2. Количество дней в 2 прошедших годах.
  3. Срок декретного отпуска.

Для того,чтобы найти размер выплат, необходимо первый пункт поделить на второй, затем умножить на третий. Формулу можно представить следующим образом:

(Доход за 2 года / количество дней) * срок декретного отпуска = размер декретных

Особенности расчета

При нахождении размера государственной финансовой поддержки существуют некоторые ограничения и особенности. Доход женщины не должен превышать максимально установленную сумму. На 2017 год она составляет 755 тысяч рублей, в предыдущие годы она была значительно меньше, что стоит учитывать при указании личного дохода за прошедший период. В ином случае выплаты производиться не будут.

Многие будущие мамы задаются вопросом: сколько платят в декрете? Законодательством Российской Федерации установлены максимальный и минимальный размеры декретных. Первый составляет 266 тысяч рублей, второй — 34 тысячи.

При расчете выплат значительную роль играет стаж работницы. Он может как увеличить, так и уменьшить сумму пособий.

Начисление

Первый шаг, который должна выполнить беременная, — обратиться к гинекологу. Он выписывает больничный лист, на основе которого оформляется и декретный отпуск. В этом документе прописана основная информация: сроки беременности и больничного, состояние пациентки и другие факторы.

Второй шаг — подача пакета документов в бухгалтерию предприятия. Он содержит следующие бумаги:

  • Листок о нетрудоспособности, выписанный врачом.
  • Справка, которая подтверждает прохождение процедуры постановки на учет.
  • Заявление, заполненное вручную. Его образец можно скачать в интернете или взять в бухгалтерии предприятия.
  • Справка о доходах за необходимый период. Она оформляется в строго установленной форме.

Точный список документов может изменяться и дополняться в зависимости от частных случаев. Необходимо заранее уточнить у руководства предприятия.

Читайте также:  Порядок действий для получения выплаты по КАСКО при ДТП

В течение 10 дней после подачи заявления осуществляется расчет и перевод денежных средств на счет компании. Начисляются же средства на счет самой сотрудницы в день выдачи заработной платы.

Перенос декретного отпуска

Женщина может по своему усмотрению изменить срок начала декретного отпуска. Больничный лист, выдаваемый врачом, дает лишь право на декрет. Сотрудница сама может решить, когда ей уходить с рабочего места. Для этого ей необходимо написать заявление.

Стоит отметить, что сотрудница вправе перенести только дату начала отпуска. Дата окончания в любом случае остается та же и соответствует данным в больничном листе. По своему желанию беременная сокращает период своего декретного отпуска.

При хорошем самочувствии и оптимальном состоянии здоровья женщина может взять декрет только на 3-4 месяце беременности. В некоторых случаях это бывает более выгодно, если размер заработной платы значительно превышает размер законных пособий. Но в таком случае важно думать не о выгоде и финансовом обогащении, а о состоянии малыша и заботе о нем.

На просторах интернета представлено большое количество дополнительной информации по данной теме. Более подробно о том, что такое декретные выплаты, как можно их точно рассчитать на установленный срок, узнаете в следующем видеоролике:

Любая работающая или относящаяся к особой категории граждан женщина может взять декретный отпуск по беременности и родам или по уходу за младенцем. Так как в этот период работать не представляется возможным, государство оказывает финансовую поддержку в виде декретных выплат.

Их размер зависит от стажа сотрудницы, ее заработной платы за прошедшие годы и других факторов. Следовательно, рассчитываются пособия конкретно для каждого случая. Они могут представлять собой единовременные или ежемесячные выплаты. Для оформления пособий необходимо собрать пакет документов, заполнить заявление по установленной форме и подать бумаги в бухгалтерию предприятия. Именно работодатель ответственен за осуществление выплат.

«Декретное» пособие: правило переноса расчетного периода

По общему правилу для расчета пособий по социальному страхованию (в частности, в случае временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) берутся два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая. Особенность предусмотрена для расчета пособия по беременности и родам для женщин в ситуации перехода «из декрета в декрет». Законодательством, регулирующим социальную сферу, в обозначенной ситуации разрешен перенос расчетного периода на более ранний срок, если в результате такого переноса размер пособия увеличится. Как именно осуществить замену периода, в законодательных нормах не пояснено. Но есть разъяснения Минтруда по этому поводу с неблагоприятной для застрахованных лиц позицией. Следует ли ей руководствоваться?

Общие правила расчета «декретного» пособия

Величина пособия определяется на основании среднего дневного заработка, приходящегося на расчетный период.

По общему правилу расчетный период составляет два календарных года (то есть с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые согласно Закону № 212‑ФЗ [2] начислены страховые взносы в ФСС (ч. 2 ст. 12 Закона № 255‑ФЗ). Иначе говоря, размер зарплаты и иных выплат, производимых в пользу сотрудницы в расчетном периоде, непосредственно влияет на величину пособия. При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

Предельная база для начисления взносов в ФСС

2010 и ранее

Средний дневной заработок

Выплаты, учитываемые при расчете пособия

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 135 ТК РФ).

Частью 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая [3] . Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.

Если пособие по беременности и родам исчисляется на основании ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ (то есть исходя из МРОТ, а не среднего дневного заработка), то в районах и местностях, в которых применяются «северные» коэффициенты к заработной плате, размер пособия по беременности и родам определяется исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. Постановление АС УО от 11.03.2015 № Ф09-299/15 по делу № А50-13767/2014 [4] ).

Исключение из общего правила

В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ сказано буквально следующее: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Итак, перенос расчетного периода на более раннее время возможен при соблюдении следующих условий:

  • застрахованное лицо в течение двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (вне зависимости от того, какой продолжительности были эти отпуска);
  • застрахованное лицо написало соответствующее заявление;
  • замена календарных лет (года) приведет к увеличению размера социального пособия.

Обратите внимание

Перенос расчетного периода на ранее время возможен и в том случае, если прежде застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с другим работодателем. Для осуществления указанного переноса ей нужно представить справку от прежнего работодателя по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н. В ней отражаются сведения о размере заработка застрахованного лица и фактически отработанных им днях за период, являющийся расчетным. Данная справка выдается при увольнении работника либо в течение трех рабочих дней со дня обращения его с письменным заявлением о ее выдаче (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Если застрахованное лицо не имеет возможности представить указанную справку с предыдущего места работы, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица вправе запросить необходимые для расчета сведения в ПФР (ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ).

Справка о заработной плате по форме 2‑НДФЛ не является надлежащим подтверждением размера заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 № 33‑12662/2013).

Сотрудница работает в компании с 2008 года, 8 декабря 2014 года она вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком (размер должностного оклада в 2014 году – 25 000 руб.). В начале марта 2015 года она ушла в декретный отпуск со вторым ребенком. Как рассчитать пособие в этом случае?

По общему правилу пособие по беременности будет исчислено следующим образом.

25 000 руб. / 31 дн. х 24 дн. = 19 354,84 руб. – это заработная плата, начисленная за декабрь. Соответственно, размер пособия составит: (19 354,84 руб. / ((730 ‑ 706) х 140) дн.) = 112 903,23 руб.

В то же время из двух лет (2014 и 2013), приходящихся на расчетный период, в 2013 году сотрудница находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Значит, она в силу ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ вправе обратиться с заявлением о замене этого года на более ранний год, скажем, на 2010.

Как видим, законодатель предусмотрел все, кроме одного: на какие именно годы можно перенести расчетный период – на два идущих подряд года, предшествующих расчетному периоду, или же, допустим, на любые другие, лишь бы такой перенос приводил к увеличению размера пособия по беременности и родам. Увеличение размера пособия – это, пожалуй, главная цель переноса расчетного периода на более раннее время. А о том, что выбранные для замены годы должны непосредственно предшествовать расчетному периоду, в последнем предложении ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не сказано. В обозначенной норме содержится указание о том, что «непосредственно» предшествовать году наступления страхового случая должны годы расчетного периода, а не годы, выбранные для замены в целях увеличения размера пособия по беременности и родам.

До недавнего времени в правоприменительной практике применялся вышеизложенный подход. Со стороны ревизоров контролирующего внебюджетного фонда особых нареканий он не вызывал. И тут появляются разъяснения Минтруда с крайне неприятными для застрахованных лиц выводами. Речь идет о Письме от 03.08.2015 № 17‑1/ООГ-1105.

Позиция Минтруда о порядке переноса расчетного периода

Специалисты фонда касательно порядка переноса расчетного периода в анализируемой ситуации указали следующее. По заявлению застрахованного лица календарные годы (календарный год) расчетного периода могут быть заменены в целях расчета среднего заработка любыми предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Однако чиновники Минтруда сочли данное утверждение ФСС неверным. В Письме № 17‑1/ООГ-1105 они привели такое толкование нормы ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ.

Пособия по обязательному социальному страхованию в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее.

Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществлятьсяне на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующиенаступлению страхового случая.

Поэтому если в 2013 – 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам.

При этом Минтруд настаивает на применении данной позиции в правоприменительной практике.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 (в действующей редакции) полномочиями по изданию разъяснений по применению положений Закона № 255‑ФЗ наделен Минтруд.

Но вернемся к нашему примеру. Если руководствоваться вышеизложенными рекомендациями Минтруда, получится, что для расчета пособия по временной нетрудоспособности заменить 2013 год сотрудница может только на 2012 год, разумеется, при условии, что весь этот период она не находилась в декретном отпуске или в отпуске по уходу за первым ребенком, если же находилась, то на 2011 и т. д. в порядке убывания.

Справедлива ли позиция Минтруда, изложенная в Письме № 17‑1/ООГ-1105?

Размышления на тему

В то же время предлагаем еще раз внимательно посмотреть на вывод, который сделали чиновники Минтруда в Письме № 17‑1/ООГ-1105: замена может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

При всем уважении к данному ведомству совершенно непонятно, какое отношение имеет сделанный чиновниками вывод к приведенным ими доказательствам? Хочется спросить: а причем здесь годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая? Ведь это и есть расчетный период, который женщина при соблюдении вышеприведенных условий из ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255‑ФЗ может перенести на более раннее время. Тогда как в отношении периода, являющегося альтернативой расчетному периоду (повторимся), ни о каком непосредственном предшествии данному периоду в упомянутой норме не говорится. Но чиновники Минтруда предпочли проигнорировать этот очевидный нюанс и, выдав желаемое за действительное, на наш взгляд, расширительно истолковали в Письме № 17‑1/ООГ-1105 анализируемую норму.

С учетом изложенного вынуждены признать, что следование данной позиции ФСС (в силу п. 1 Постановления Правительства РФ № 826 так и будет) приведет к многочисленным спорам со страхователями и застрахованными лицами относительно размера назначенных пособий по беременности и родам. Каким будет исход подобных споров, предугадать в настоящее время довольно затруднительно.

Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно здесь упомянуть. Несмотря на то что Минтруд – это официальный орган, наделенный полномочиями давать разъяснения по применению положений законодательства о социальном страховании, эти разъяснения не могут иметь обратной силы. А раз так, то страхователи, считаем, не должны пересчитывать назначенные, выплаченные и принятые ФСС к зачету пособия по беременности и родам до выхода Письма № 17‑1/ООГ-1105.

Проценты за нарушение срока выплаты «декретного» пособия

В указанном случае работодатель должен уплатить компенсацию (проценты). Ее минимальный размер оговорен названной статьей – не ниже 1/300 действующей в период задержки ставки рефинансирования ЦБ РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно). Иной (больший) размер компенсации может быть преду­смотрен условиями коллективного или трудового договора.

Читайте также:  Справка в налоговую службу о выплате процентов по ипотеке

Вопрос: подлежит ли применению обозначенная статья к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам? Ведь пособие по беременности и родам работодатель должен назначить в течение 10 календарных дней с даты представления работником больничного а выплатить его – в ближайший после его назначения день выплаты зарплаты (ч. 5, 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 255‑ФЗ).

Арбитры считают, что подлежит. Вот что сказано по этому поводу в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 09.06.2015 по делу № 2‑1059/2015, 33‑609/2015.

В силу ст. 11 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей [6] пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Работающим женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы.

Следовательно, к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам, вопреки утверждению ответчика, применимы нормы трудового законодательства, в том числе правило, установленное в ст. 236 ТК РФ.

В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодатель должен уплачивать соответствующие проценты во всех случаях задержки выплат, причитающихся работнику. При этом обязанность производить выплату данной денежной компенсации возникает у работодателя вне зависимости от того, обращался работник с соответствующим требованием к работодателю или нет. Работодатель, независимо от вины, несет ответственность за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат.

[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[2] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[3] С 1 января 2015 года МРОТ – 5 965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

[4] Определением ВС РФ от 16.06.2015 № 309‑КГ15-6058 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.

[5] Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255‑ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

[6] Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н.

Минтруд выступил против сложившихся правил переноса расчетного периода при выплате пособия в ситуации «из декрета в декрет»

В данной статье речь пойдет об особенностях расчета больничных, декретных и «детских» пособий женщинам, которые в расчетном периоде (то есть в двух календарных годах, предшествующих страховому случаю), находились в декрете или в отпуске по уходу за ребенком, и потеряли из-за этого в заработке. Федеральный закон от 29.12.06 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) разрешает в такой ситуации взять для расчета пособия заработок за любой другой более ранний период, если в результате такой замены увеличится размер пособия. Однако Минтруд России в недавно обнародованном письме от 03.08.15 № 17-1/ООГ-1105 (далее — письмо № 17-1/ООГ-1105) решил, что перенести расчетный период можно не на любые предыдущие годы, а только на ближайшие. При этом чиновники Минтруда рекомендовали ФСС применять на практике именно эту, невыгодную для работников позицию. Как новое разъяснение повлияет на расчет пособий? Обязан ли бухгалтер следовать этим рекомендациям? Придется ли пересчитать ранее назначенные пособия? Давайте разбираться.

Правила расчета пособия

Чтобы вычислить величину пособия, бухгалтер должен сначала определить расчетный период и заработок работника за этот период. Расчетный период составляют в общем случае два календарных года (с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году, в котором начались болезнь, декрет или отпуск по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Для расчета пособия нужно учесть все выплаты в пользу работника, на которые в расчетном периоде были начислены взносы в ФСС (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Определив размер выплат, перечисленных работнику в расчетном периоде (с учетом предельного значения базы), бухгалтер сможет рассчитать средний дневной заработок и окончательную величину пособия (ч. 3 — 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Таким образом, размер зарплаты работника в расчетном периоде непосредственно влияет на величину пособия. (Более подробную инструкцию по расчету пособий можно найти в материале «Больничные и «детские» пособия: актуальные правила расчета, выплаты и возмещения»).

Замена расчетного периода: положения закона

Из общего правила определения расчетного периода законодатели сделали исключение для женщин, которые в указанном периоде находились в декрете либо в отпуске по уходу за ребенком, и потеряли из-за этого в зарплате. В описанном случае можно перенести один год (или оба года) расчетного периода на более раннее время. Из части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ следует, что произвести замену лет в расчетном периоде можно при соблюдении трех условий.

  1. В двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая (болезни, декрета или отпуска по уходу за ребенком), либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (вне зависимости то того, какой продолжительности были эти отпуска);
  2. От работника поступило заявление о замене календарных лет (года);
  3. Замена календарных лет (года) приведет к увеличению размера пособия.

Предположим, что Иванова И. И. работает в организации с 2009 года и планирует уйти в декретный отпуск в октябре 2015 года. По общему правилу, в расчетный период для вычисления пособия по беременности и родам нужно включить 2013 и 2014 годы. Однако в 2013 году женщина находилась в предыдущем декретном отпуске, а в 2014 году — в отпуске по уходу за первым ребенком. Вполне возможно, что в этой ситуации ей невыгодно учитывать для расчета пособия заработок за два года, непосредственно предшествующих году, в котором она собирается уйти во второй декретный отпуск. Если Иванова И.И. подаст заявление о замене расчетного периода, то бухгалтер будет вправе перенести один год (или оба года) расчетного периода на тот год (или годы), когда заработок женщины был больше.

В Законе № 255-ФЗ не установлено, на какие именно годы можно перенести расчетный период женщинам, которые находились в «материнских» отпусках. В частности, не сказано, что календарные годы расчетного периода можно заменить только на два идущих подряд года. Также не установлено, что это должны быть годы, непосредственно предшествующие расчетному периоду. Поэтому возможны любые варианты переноса календарных лет (года) расчетного периода на более раннее время, если это приведет к увеличению размера пособия.

В нашем примере для расчета пособия Иванова И. И. может выбрать любые два календарных года за период с 2009 года по 2014 год, если такая замена позволит увеличить сумму пособия (например, 2011 и 2014 гг., 2012 и 2014 гг., 2010 и 2011 гг., 2009 и 2011 гг. и др.)

Заметим, что расчетный период можно перенести на более раннее время и в том случае, если прежде женщина трудилась у другого работодателя. В этой ситуации для подтверждения заработка за те годы, которые войдут в расчетный период, работница должна предъявить справку по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.13 № 182н, с прежнего места работы. В этой же справке должно быть также указано, сколько дней в течение этих лет женщина была на больничном, в декрете, в отпуске по уходу за ребенком.

До сих пор практика замены лет расчетного периода в целях увеличения суммы пособия не вызывала особых нареканий со стороны ФСС, независимо от того, на какие годы переносился расчетный период. Арбитражные суды также не высказывались о том, что перенос расчетного периода на любые предшествующие годы является незаконным.

Замена расчетного периода: позиция Минтруда

Однако Минтруд выпустил разъяснение, которое способно изменить эту практику. В недавно обнародованном письме № 17-1/ООГ-1105 чиновники признали неверным утверждение о том, что календарные годы (год) расчетного периода можно заменить любыми предшествующими календарными годами (годом), если это приведет к увеличению размера пособия.

Авторы комментируемого письма решили, что замена лет возможна «не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая». Данный вывод чиновники пояснили следующим примером. В 2013-2014 годах женщина находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. Новый страховой случай (болезнь, декрет, отпуск по уходу за ребенком) наступил в 2015 году. В такой ситуации 2013 и (или) 2014 годы можно заменить только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам. Свою позицию Минтруд обосновал тем, что пособия направлены на частичную компенсацию утраченного дохода. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее.

Вернемся к нашему примеру. Напомним, что Иванова И.И. значительную часть времени в 2013-2014 годах находилась в «материнских» отпусках, а в 2015 году собирается уходить во второй декретный отпуск. Если ее доход за 2013-2014 годы был маленький, либо его не было вовсе, она может обратиться в бухгалтерию с заявлением о переносе календарных лет расчетного периода. Согласно позиции Минтруда, новым расчетным периодом для нее может быть только период времени с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно. Перенести хотя бы один год расчетного периода на более раннее время (например, выбрать в качестве расчетного периода 2010 и 2011 гг. или 2010 и 2012 гг.) нельзя.

Отметим, что в комментируемом письме не разъясняется, как следует поступить, если женщине выгодно заменить только один год расчетного периода? Например, Иванова И.И. может написать заявление с просьбой исключить из расчетного периода только 2013 год. На какой год его можно заменить, руководствуясь письмом № 17-1/ООГ-1105, — только на 2012 год, только на 2011 год или на любой из них? И какой из перечисленных годов выбрать для замены, если Иванова И. И. захочет исключить из расчетного периода только 2014 год?

Татьяна Ильюхина, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС России считает, что и в первом, и во втором случае перенос возможен только на 2012 год. Обоснование такое: именно этот год непосредственно предшествует расчетному периоду (то есть тем годам, которые составляют расчетный период по общему правилу).

К каким последствиям может привести применение письма Минтруда

Как видно из примеров, чиновники серьезно уменьшили возможность выбора лет для замены расчетного периода. Однако, на наш взгляд, позиция Минтруда не основана на законе. Ведь норма части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ позволяет женщинам, которые в течение расчетного периода были в «материнских» отпусках, переносить этот период на любые предшествующие годы. Закон не ограничивает работниц в выборе лет для замены, причем независимо от того, меняется один год или оба года расчетного периода. Единственное требование — такая замена должна привести к увеличению размера пособия.

Если же следовать рекомендациям Минтруда, то бухгалтер будет вынужден отказать в начислении пособия исходя из максимального заработка женщины, если этот заработок получен не в том периоде, который непосредственно предшествует новому страховому случаю. Можно предположить, что некоторые работники будут недовольны таким подходом и потребуют от работодателя официального отказа, чтобы его обжаловать. Однако заметим, что законодательство не обязывает работодателей давать работникам письменные объяснения о порядке расчета пособий. Поэтому бухгалтеру нужно просто объяснить сотрудникам, что он действует в соответствии с новыми разъяснениями Минтруда. Если же рассчитать пособие в том порядке, против которого выступил Минтруд, то велика вероятность, что ФСС откажет в возмещении такого пособия за счет средств фонда.

А как быть с теми пособиями, которые были рассчитаны, выплачены и приняты к зачету до выхода комментируемого письма Минтруда? Нужно ли их пересчитывать, руководствуясь новой позицией чиновников о переносе лет расчетного периода? Официальных разъяснений на этой счет нет. Мы считаем, что пересчитывать пособия не нужно. Если работодатель назначил и перечислил пособие, а ФСС принял выплаченные суммы к зачету, то тем самым фонд фактически признал, что пособия были рассчитаны правильно. Данный вывод нам подтвердила и Татьяна Ильюхина из ФСС.

Ссылка на основную публикацию