Сколько составляет и как утверждается цена на коммунальные услуги

Действующие на 2019 год тарифы на коммунальные услуги для населения

Предоставляемые жилищно-коммунальные услуги стали нормой комфортной жизни и даже неотъемлемой ее частью. Но за удовольствие всегда приходится платить.

Расценки на услуги ЖКХ постоянно пересматриваются, как правило, в сторону увеличения, но тому есть ряд объективных экономических причин.

Кто устанавливает тарифы?

Для начала следует понять, кто регулирует цены на определенные коммунальные услуги и как возможно на них повлиять. Что касается платы за содержание и ремонт жилого помещения, то тут большое значение имеет наличие самоуправления в многоквартирном доме.

Когда владельцы квартир объединились в товарищество собственников жилья, то стоимость этой услуги они определяют самостоятельно путем проведения собрания и голосования. Но утвержденной суммы должно хватить на поддержание в надлежащем состоянии жилого помещения и его содержания в целом, не нарушая требования законодательства.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая организация, то жильцы вправе обсудить тарифы на коммунальные услуги и определить их величину, но собранием всех собственников.

Но тогда придется учитывать тарифы, которые предложила управляющая компания.

Такие сборы должны проходить в соответствии с нормами ст. 45-48 Жилищного кодекса РФ.

Если владельцы на собрании не смогли решить размер платы за содержание и ремонт их дома или вовсе не собирались для вынесения такого решения, то тариф будет определяться, согласно ст. 158 ЖК РФ, главой органа местного самоуправления.

Расценки на остальные коммунальные услуги устанавливает субъект Российской Федерации или непосредственно орган местного самоуправления, если ему делегированы такие полномочия. Они устанавливают тарифы в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.

Стандарт стоимости услуг в регионах

Региональный стандарт на 2019 год представляет общий показатель, в который входит:

  • стоимость содержания и ремонта;
  • отопление дома;
  • потребление жилищно-коммунальных услуг жильцами.

Эти показатели рассчитанных исходя из нормы на 1 человека или нормы размера площади жилого помещения.

Нормативная площадь жилья рассчитывается в зависимости от количества человек. Региональный стандарт нормативной площади жилья берется для расчетов субсидий.

Норма жилплощади на:

  • одного человека составляет 33 кв. м;
  • двух человек — 42 кв. м;
  • трех и более — 20 кв. м на каждого;
  • 48 кв. м — для проживающих в однокомнатной квартире.

Тарифы и нормативы берутся в среднем по каждому муниципальному образованию отдельно. Кроме того, региональный стандарт для некоторых муниципальных образований рассчитывается не только для квартир. Отдельно может быть рассчитан для жилых домов из индивидуального жилищного фонда, но не всегда.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг рассчитывается раз в год органами местного самоуправления. Расчет базируется на законодательных нормах РФ и Постановлениях местного самоуправления о тарифах.

Кроме этих норм, существует региональный стандарт по максимально возможному расходу доходов проживающих на услуги ЖКХ.

По сути это максимальный процент расхода из совокупного дохода проживающих лиц в жилом помещении.

Как узнать действующие нормативы?

Самым простым способом узнать действующие в 2019 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги — посмотреть в квитанцию, которая приходит ежемесячно. Но и тут далеко не все верят расчетам и на деле бывают ошибки и серьезные погрешности.

Именно для этого была создана Федеральная служба по тарифам, где можно узнать тарификацию по дому и расчеты.

Государственная служба создана с целью мониторинга и регулирования тарифов и цен на услуги ЖКХ и не только.

Существует онлайн-калькулятор по расчету коммунальных платежей, отдельно для физических и юридических лиц. Пользоваться данным сервисом очень удобно, его можно найти на официальном сайте ФАС России.

Причины роста стоимости услуг ЖКХ

Сейчас кризис охватывает все сферы жизнедеятельности и заметно сказывается на расходах потребителей. Эта проблема не обошла стороной и жилищно-коммунальные услуги, что повлекло за собой повышение их стоимости.

Тарификация жилищно-коммунальных услуг на текущие годы была установлена еще летом 2014 года. В связи с установленными тарифами, стоимость коммунальных услуг будет подниматься постепенно.

Повышение оплаты за коммунальные услуги в 2015 году было в среднем на 8% по России, но все зависело от вида услуг и расположения. В следующие годы темпы роста оставались прежними.

В каждом регионе услуги поднимались по-разному, но больше всего подорожала в 2015 году стоимость воды – в среднем на 10,5%.

Решение о подорожании коммунальных услуг было основано на экономических причинах.

За основу повышения был взят индекс инфляции, ведь по этой причине подорожало сырье и сопутствующее обслуживание.

Общий курс сегодня

В связи с непростой экономической и социальной ситуацией в стране, Правительство РФ приняло вынужденное решение о постепенном росте коммунальных тарифов, то есть, по сути, ничего не изменилось. Цены растут.

Члены правительства предложили в качестве решения данного вопроса методику постепенно повышения стоимости за услуги ЖКХ. В 2019 году повышение тарифов проводится в 2 этапа — с 1 января 2019 года на 1,7%, с 1 июля — на 2,4%.

Новые тарифы за электроэнергию рассмотрены в данном видео.

Сколько составляет и как утверждается цена на коммунальные услуги

Тема того, сколько стоят коммунальные услуги, интересует практически каждого гражданина Российской Федерации. В данной статье будет рассказано, на основании каких законодательных актов и правил формируются цены тарифов, а также от каких факторов зависит их размер. Кроме того, будет приведена стоимость за каждую коммунальную услугу в отдельности, которую обязаны перечислять потребители на счет управляющих компаний один раз в месяц.

Сколько стоят коммунальные услуги

Размер тарифов, установленных на коммунальные и жилищные услуги, является довольно обсуждаемой темой, поскольку он достаточно часто пересматривается и склонен к тенденции роста. Некоторые потребители не доверяют коммунальным службам и хотят проверить, по правильным ли тарифам они оплачивают ресурсы, перечисленные в едином платежном документе, который один раз в месяц приходит к ним по почте.

Цена на коммунальные услуги колеблется в достаточно широких пределах и зависит, прежде всего, от вида предоставляемого жильцам ресурса. К примеру, за один киловатт в час электрической энергии, подаваемой в имущественные объекты, которые оснащены электроплитами, необходимо платить около 5 рублей, а цена за одну гигакалорию отопления может достигать целых 2200 рублей.

Действующие тарифы

Некоторые физические лица заблуждаются, считая, что для всех граждан Российской Федерации утвержден одинаковый размер тарифов. В зависимости от того, в какой области страны проживает собственник имущества, в едином платежном документе, предназначенном ему, указывается та или иная сумма тарифной ставки. Для москвичей с первого июля 2017 года утверждены следующие тарифы:

  • От 1 рубля до 7 рублей за электричество. Согласно общему правилу, за один киловатт нагоревшей электрической энергии физическое лицо должно внести 4 рубля 04 копейки. Однако если квартира оснащена измерительным прибором, предназначенным для учета электричества, который относится к категории двухтарифных счетчиков, то ее владелец должен платить 4 рубля 65 копеек при условии использования электрической энергии в дневное время суток и 1 рубль 26 копеек, если данный процесс происходил ночью. Если же на территории имущественного объекта стоит газовая плита, то тариф на электроэнергию равен 5 рублей 38 копеек при использовании двухтарифного измерительного прибора.
  • От 33 до 36 рублей за холодную воду. Тарифный план на холодное водоснабжение рассчитан на один кубический метр. Таким образом, если физическое лицо, проживающее в квартире, в одиночку использовало 1 кубический метр воды, то оно должно заплатить 33 рубля 3 копейки, а если владелец установил измерительный прибор и живет еще с кем-то, то 35 рублей 40 копеек. Кроме того, необходимо не забывать оплачивать канализацию, цена за которую варьируется от 23 рублей 40 копеек до 25 рублей 12 копеек.
  • От 164 рублей до 181 рубля за горячую воду. Кубометр горячей воды, который набежал исходя из показаний соответствующего измерительного прибора, стоит от 163 рублей 24 копеек до 180 рублей 55 копеек. В эту цену входит сумма за один кубический метр холодной воды, размеры которой для разных случаев приведены в предыдущем пункте, а также стоимость ее подогрева. В первом случае сумма 163 рубля 24 копеек рассчитана следующим образом: 33,03 (тарифный план за холодное водоснабжение)+130,21(тарифный план за подогрев водных ресурсов). Во второй ситуации сумма 180 рублей и 55 копеек складывается из следующих показателей: 35,40 + 145,15 (за холодную воду и за ее нагрев соответственно).
  • От 2102 рублей до 2200 рублей за отопление. Больше всего денежных средств граждане Российской Федерации обязаны вносить за такую коммунальную услугу, как отопление. Минимальный тарифный план за услугу подобного рода, предоставляемую москвичам, составляет 1006 рублей и четыре копейки, а максимальный — 2199 рублей и 24 копейки за одну гигакалорию. Приставка гига равна числу десять, возведенному в девятую степень, калория является единицей измерения количества, израсходованной тепловой энергии.

Следует отметить, что минимальный тарифный план установлен на такой ресурс, как газ, и составляет от 6 рублей 16 копеек до 6 рублей 40 копеек. Однако приведенный размер тарифа применим только для тех квартир, в которых стоят газовые плиты, а система горячего водоснабжения принадлежит к централизованному типу.

Размеры коммунальных тарифов

Для того чтобы разобраться, на основании каких соображений формируется стоимость на ту или иную коммунальную услугу, необходимо ознакомиться со статьей под номером 157, находящейся в Жилищном кодексе. В данном законе в отдельном пункте отмечено, что если ранее установленная на какой-то имущественный объект форма собственности поменялась, то его владелец не может использовать этот факт в качестве причины для смены размера платы за коммунальные услуги. То же самое касается и ситуаций, когда была произведена модификация формы пользования недвижимостью.

Как рассчитываются

Если в квартире либо доме установлены специальные приборы, измеряющие расход определенного ресурса, то сумма, которую владелец имущества в результате будет обязан заплатить за него, определяется исходя из показаний, отображенных на данных устройствах. Кроме того, есть еще несколько нюансов, согласно которым вычисляется размер сумм за пользование коммунальными ресурсами, а также происходит их предоставление:

  • Нормативы потребления. Поскольку есть определенный процент людей, которые не пользуются счетчиками, то были введены специальные правила вычисления размера платы за коммунальные ресурсы, именуемые нормативами потребления. Разработкой, а также внедрением в действие данных нормативов занимаются органы государственной власти, а делают они это на основании специального документа, который называется постановление Правительства.
  • Полномочия Правительства. Некоторые коммунальные услуги могут предоставляться потребителям по каким-то особым правилам. Кроме того, может возникнуть необходимость в прекращении их поставки либо в остановке на определенный промежуток времени. Все эти вопросы, а также аспекты, связанные с порядком заключения соглашений между потребителем и управляющими службами, должен регулировать такой орган, как Правительство Российской Федерации.
  • Полномочия органов местного самоуправления. Как уже было отмечено выше, тарифные ставки во всех областях не являются одинаковыми. В связи с этим службам местного самоуправления предоставлены такие полномочия, как определение размера тарифов в соответствии с правилами действующих законодательных актов.

Осуществление перерасчета

Действует правило, гласящее о том, что промежуток, в течение которого в текущем месяце может не производиться поставка коммунального ресурса, может составлять не более восьми часов. Например, если в начале месяца света не было четыре часа, а затем на следующей неделе то же самое повторилось на протяжении еще пяти часов (4+5), то это уже нарушение законодательства. Помимо того, считается, что правила предоставления коммунальных услуг были не соблюдены, если какой-то ресурс не поставлялся в дома жильцов на протяжении более четырех часов подряд. Если были осуществлены нарушения подобного характера, то стоимость за коммунальную услугу должна быть пересмотрена. Перерасчет производится по правилам, урегулированным Правительством.

Также должно быть идентифицировано лицо, по вине которого перерыв в подаче определенного коммунального ресурса составил больше установленной нормы. Виновника ожидает наложение штрафных санкций. Денежное взыскание, которое вводится в качестве наказания, должно быть предоставлено пострадавшему потребителю. Если же качество услуги не соответствовало должному уровню, то также накладывается штраф, а затем выполняется перерасчет.

Новые тарифы ЖКХ: актуальные размеры на 2020 год

Новые тарифы ЖКХ начнут действовать с января 2020 года. Контроль в сфере оказания услуг жилищно-коммунального спектра возлагается на Правительство страны.

Правовая основа введения новых тарифов на ЖКХ

Постановление Правительства РФ №2556-р от 2019 года «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2020 год» утверждает индексы, которые влияют на изменение оплаты ЖКУ. До этого момента полномочия по определению стоимости коммунальных услуг были предоставлены региональным властям. Это влияло на необоснованное повышение тарифов, действующих на территории субъектов.

Медведев заявил, что новый тариф ЖКХ 2020 года позволит Правительству осуществлять более жесткий контроль за оказанием ЖКУ, при этом не будет допускаться необоснованное повышение уровня инфляции.

С 2020 года начнут действовать такие нововведения:

  • превышение лимита должно согласовываться с представителями ФАС (Федеральной антимонопольной службы);
  • расчет тарифа на основании методики, разработанной членами Правительства.
Читайте также:  Как производится расторжение брака в судебном порядке

Эксперты и чиновники отмечают, что новый способ закрепления тарифов поможет по максимуму сбалансировать стоимость ЖКУ. В результате установится справедливая цена.

Показатели ЖКХ по субъектам

Изменение тарифов ЖКХ имеет основной причиной то, что многие предприятия, оказывающие услуги в данной сфере, технически несовершенны и изношены. Чтобы постоянно содержать, развивать и проводить ремонтные работы требуются существенные денежные вливания.

Частично эти затраты покрываются за счет средств, оплаченных потребителями. Как правило, дополнительные финансы выделяются региональными властями. Размер вливаний зависит от финансовой возможности отдельно взятого субъекта.

Постановление Правительства №2556-р от 2019 года указывает на то, что средний уровень увеличения цен на услуги будет находиться в пределах инфляции, то есть цены станут больше примерно на 4%.

Стоимость на коммунальные услуги определяется исходя из:

  1. технического состояния сетей;
  2. уровня инфляции;
  3. удаленности региона.

Поэтому в каждой местности устанавливаются собственные индексы, определяющие предельный уровень, согласно которому происходит повышение стоимости на ЖКУ.

Установление повышенных индексов на ЖКУ в некоторых регионах России

Для некоторых субъектов устанавливается индекс, который превышает усредненное значение. Таблица отражает самые высокие и низкие индексы, действующие в стране.

Индекс (в %)

Ненецкий автономный округ

Для остальных субъектов индексы устанавливаются в пределах этих значений.

Льготы по оплате ЖКУ

Последние данные статистических исследований указывают на то, что нововведения, разработанные Правительством, сказались на сокращении неоправданного повышения оплаты за услуги жилищно-коммунального спектра. Федеральными и региональными органами власти разработана система льгот, полагающихся определенным категориям граждан.

В разных законах отражены перечни лиц, имеющие право воспользоваться преференциями. Некоторые из них пользуются скидкой на оплату ЖКУ в размере 50%.

К ним отнесены:

  • лица, принимавшие участие в ВОВ;
  • те, кто проходил военную службу в период ВОВ;
  • работники тыла, получившие медали и ордена;
  • граждане, ставшие инвалидами в результате ВОВ;
  • лица, имеющие статус ветеранов;
  • те, кто пострадал в результате катастрофы техногенного значения;
  • сотрудники бюджетной сферы;
  • лица, получившие высшие награды от Правительства и Президента;
  • члены семейства погибшего инвалида войны, находившиеся на его содержании;
  • граждане, утратившие трудоспособность.

Говоря о том, какие лица имеют возможность оформить послабления на региональном уровне, стоит отметить, что каждый субъект определяет перечень льготников в индивидуальном порядке. В этом случае средства выделяются из бюджета региона.

Скажется ли изменение платы за ЖКУ на субсидиях

С нового года льготники в регионах продолжат пользоваться предоставленными преференциями. Главное условие – наличие оснований для получения послаблений.

К числу лиц, кто может рассчитывать на субсидии от региональных органов власти, отнесены:

  1. граждане, имеющие статус ветерана труда;
  2. те, кто вышел на заслуженный отдых;
  3. многодетные семейства;
  4. дети, которые лишились попечения родителей или являются сиротами.

Акцент при определении субсидий ставится на то, чтобы лицо оплачивало ЖКУ в размере более чем 22% от своего дохода. Этот показатель является усредненным. По стране применяются и меньшие значения. К примеру, в столице рассчитывать на субсидию можно, если гражданин платит за услуги ЖКХ более 10% от своего достатка.

Процедура оформления льгот и субсидий в связи с изменением порядка расчета стоимости ЖКУ, не подлежит корректировке. Обратиться нужно в отделение многофункционального центра или отделение социальной защиты. Посетить указанный орган потребуется по месту проживания лица, обладающего правом на льготы.

На сколько возрастут цены на ЖКУ в Москве и МО

Новые тарифы на коммуналку, установленные Постановлением Правительства №2556-р от 2019 года, регулируют, в том числе, индекс оплаты услуг в данной сфере на территории столицы и Подмосковья.

Установлено, что этот показатель не должен превышать в Москве 5%, а в Московской области 4,1%.

Если сравнивать эти значения по стране в целом, то они являются завышенными. Эксперты говорят о том, что ко второму полугодию 2020 года предельные индексы на территории столицы и Подмосковья будут находиться в пределах 3-3,3%.

Кроме того, граждане, проживающие в указанной местности, наделены возможностью использовать преференции как регионального, так и федерального значения.

Правительство Москвы выделяет льготы для:

  • пенсионеров и ветеранов труда;
  • граждан, проходивших военную службу;
  • многодетным семействам;
  • а также матерям, воспитывающим детей в одиночку.

Органы управления Московской области позволяют использовать преференции пенсионерам, которые живут в одиночестве, неполным и многодетным семьям. В зависимости от того, к какой группе отнесено лицо, величина помощи варьируется от 15 до 50%.

Новости из Государственной Думы о повышении тарифов на ЖКУ

В настоящее время на рассмотрении комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы находится 2 проекта.

Они предусматривают:

  • запрет относительно передачи задолженностей граждан по ЖКУ коллекторским агентствам. Заявить права на получение оплаты могут только организации, являющиеся поставщиками рассматриваемых услуг;
  • совершенствование законодательной базы, регулирующей вопрос реализации правомочий пользователей коммунальных услуг. Если ЖКУ не отвечают установленным стандартам, предложено позволить гражданам не оплачивать их.

Первое чтение проекта, предусматривающего запрет на передачу задолженности, успешно прошел первое чтение в мае 2019 года. Говоря о втором законопроекте, стоит отметить, что такая возможность для граждан уже предусматривается в федеральных законах и Постановлениях Правительства. К примеру, Постановление №354 от 2011 года.

Таким образом, повышение стоимости на ЖКУ происходит постоянно. Регулирование данного вопроса с 2020 года передается на федеральный уровень, что должно положительно сказаться на динамике увеличения таких цен. В дальнейшем возможен рост тарифов ЖКХ из-за нового налога на выброс парниковых газов. После принятия такого акта суммы оплаты значительно возрастут.

Как формируются тарифы ЖКХ

По сравнению с 2015 годом, тарифы на ЖКХ в 2016 году увеличились более, чем на 7%. Если раньше мы не задумывались об этом, то сейчас, когда значительную долю наших расходов составляет квартплата, многие собственники уже начинают внимательнее относиться к счетам за коммунальные услуги и пытаются разобраться в формулах, по которым производится расчет.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, рубль Российская Федерация

*Данные взяты с сайта федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru

В данной статье мы постараемся доступно рассказать, из чего состоит наша квартплата и на основе чего формируются тарифы ЖКХ.

Из чего состоит квартплата

В состав оплаты за услуги ЖКХ традиционно включают три взноса:

Содержание и текущий ремонт жилого помещения включает стоимость услуг, которые определены в договоре управления. Взнос рассчитывается по одному из самых “непрозрачных” тарифов на услуги ЖКХ.

Коммунальные услуги/оплата за коммунальные ресурсы. Данные услуги, в первую очередь, необходимы для создания комфортных условий жизнедеятельности человека. К ним относятся отопление, газоснабжение, электричество, водоснабжение и водоотведение.

Прочее. Данные услуги предоставляют иные организации, которые заключили договор лично с собственником жилья. Это может быть оплата за радио, телевидение и др.

Далее мы остановимся на первых двух пунктах более подробно.

Структура тарифа на жилищные услуги

Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя работы по управлению многоквартирным домом и деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества (лестниц, подвалов, лифтов и др.).

К таким услугам относятся:

облагораживание придомовых участков;

уборка во дворах;

содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей;

осуществление ремонтных работ различного уровня сложности.

Формально, согласно ч.7 ст.156 ЖК, размер платы за услуги устанавливают сами собственники жилья на общем собрании (если не созданы товарищества/жилищные кооперативы). Но в реальности в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ чаще всего применяются тарифы, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Ставки на жилищные услуги привязаны к 1 кв.м. общей площади жилья. Следовательно, чтобы получить сумму счета, необходимо умножить тариф (T) на площадь вашей квартиры (S).

Как правило, тарифы ЖКХ повышаются один раз в год. Так как площадь квартиры с течением времени не меняется, платеж за содержание и ремонт остается одинаковым на протяжении года.

Компоненты тарифа на коммунальные услуги

Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.

Тариф – установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив – количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.

Итоговая сумма по той или иной услуге зависит от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных счетчиков и рассчитывается несколькими способами.

Обратим внимание, что собственники обязаны проводить поверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) за свой счет в сроки, указанные в паспорте прибора учета. Иначе в дальнейшем счета на оплату за пользование водой будет рассчитываться по нормативу с учетом количества зарегистрированных в квартире жильцов.

Счетчиков нет

При отсутствии общедомового прибора учета тепла плата за отопление начисляется исходя из норматива, который меняется в зависимости от типа дома.

Формула будет выглядеть как умножение норматива (H) на площадь квартиры (S) и на тариф (T).

Если в квартире и в доме нет счетчиков, то для определения суммы платежей за воду и водоотведение также используют нормативы. В таком случае формула для расчета оплаты за воду будет представлять собой произведение тарифа (T) на норматив (H), а затем получившееся число на количество зарегистрированных граждан (N).

Счетчики есть

При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.

V – индивидуальное потребление;

V1 – общедомовое потребление;

S – общая площадь квартиры;

S1 – общая площадь жилых и нежилых помещений;

При расчете оплаты за воду формула будет выглядеть, как умножение количества потребленного ресурса (V) на тариф (T).

Таким образом, размер квартплаты каждый месяц меняется в зависимости от объема потребления по приборам учета. Используя специальную программу для расчета квартплаты, можно добиться повышения прозрачности начислений согласно действующим тарифам.

Общедомовые нужды

Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Так, в начале 2017 года планируется введение нового закона, регулирующего отношения по вопросу расчета ОДН. Одним из нововведений будет перенос ОДН в статью «жилищные расходы» и его расчет по региональным нормативам вместо показаний счетчиков.

С осени 2012 года общедомовые расходы оплачиваются жильцами на основе показаний общедомовых счетчиков. Из этой величины вычитается сумма потребленного объема в жилых и нежилых помещениях. Полученная разница распределяется между гражданами пропорционально размеру площади принадлежащего помещения.

Если счетчика нет, то, как и в предыдущих случаях, расчет ведется по специальным нормативам на ОДН, которые разрабатываются комитетом по тарифам.

Как можно снизить тарифы ЖКХ

Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.

Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.

Московская область

Кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги?

В настоящей статье рассмотрим теорию собственников об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.

Суть теории

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают. Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг. Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

Какова ситуация на самом деле?

Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:

1. Содержание жилья;

2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):

Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

Схема предоставления коммунальной услуги.

Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.

Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом . посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения . договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). ».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой, Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организации» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацией» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги . рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

Схема финансовых потоков.

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги. При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса.

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов, исполнитель, все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.

Интересы исполнителей коммунальных услуг.

Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:

1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;

2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;

3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);

4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;

5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;

6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!

Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.

«На самом деле, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ», — сообщает эксперт в сфере строительства и ЖКХ Юрий Ганенко.

29.07.2016 | Мифы ЖКХ: Кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги?

Настоящая статья входит в цикл публикаций АКАТО, посвященных развенчанию мифов жилищной сферы. Мифы и лжетеории о различных аспектах жилищных отношений, по мнению специалистов АКАТО, являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), но и специалисты жилищной сферы могут найти в них что-то полезное. Кроме того, публикации цикла «Мифы ЖКХ» могут распространяться от лица исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) среди потребителей таких услуг, что будет способствовать более глубокому пониманию потребителями сути процессов в ЖКХ и развитию конструктивного взаимодействия между исполнителями и потребителями ЖКУ. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

В настоящей статье рассмотрен миф об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.

Суть лжетеории

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают. Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг. Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

Какова ситуация на самом деле?

С учетом отсутствия внятной аргументации сторонников лжетеории представляется правильным говорить не об опровержении теории, а о разъяснении порядка утверждения тарифов и нормативов. Для всестороннего понимания ситуации разъясним не только порядок утверждения тарифов и нормативов на коммунальные услуги (с указанием лиц, обладающих полномочиями по такому утверждению), но и схему предоставления коммунальных услуг и их оплаты в целом.

Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:
1. Содержание жилья;
2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):
– Холодное водоснабжение;
– Горячее водоснабжение;
– Водоотведение;
– Электроснабжение;
– Газоснабжение;
– Отопление.

Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

Схема предоставления коммунальной услуги

Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.

Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям… Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения … договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «”коммунальные услуги” – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).

В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организацИИ» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацИЕЙ» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Можно сказать, что уже одна эта приведенная норма опровергает мнение о том, что исполнители коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организации утверждают тарифы на КУ, однако для полноты картины рассмотрим еще несколько аспектов.

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

Схема финансовых потоков

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги. При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса. Таким образом, стоимость коммунальной услуги (рассчитанная как произведение тарифа на объем) равна стоимости коммунального ресурса (так же рассчитанной как произведение тарифа на объем).

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов исполнитель все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.

Интересы исполнителей коммунальных услуг

Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:
1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;
2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;
3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);
4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;
5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;
6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!

Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.

Выводы

Мнение о том, что именно исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) утверждают тарифы на коммунальные услуги и/или нормативы их потребления, ведет исключительно к росту напряженности в отношениях между потребителями и ИКУ, к увеличению необоснованных обращений как к самим ИКУ, так и в надзорные инстанции. Помимо необоснованного увеличения нагрузки на ИКУ, прокуратуру, органы госжилнадзора, последствиями широкого распространения рассмотренного в данной публикации ошибочного мнения является увеличение неплатежей потребителей коммунальных услуг (в том числе – «протестных») и рост социальной напряженности.

На самом деле, как доказано в настоящей статье, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ.

Ссылка на основную публикацию
Регион
Санкт-Петербург