Когда требуется лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить

Когда лицензия на перевозки не требуется

Организация планирует объявить электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на оказание услуг по перевозке пассажиров гусеничной вездеходной техникой к месту проведения лесопатологического обследования и обратно. Перевозка не регулярная, а носит разовый характер. Ее суть: доставка специалистов по определенному маршруту в лес к месту проведения обследования, ожидание в месте доставки и возврат обратно к начальной точке маршрута. Необходима ли лицензия на осуществление пассажирских перевозок исполнителю данных услуг? Вправе ли заказчик предъявлять требование о наличии у участника аукциона указанной лицензии?

С. Кобзев, г. Тюмень

Ответ. Деятельность по перевозке пассажиров, не относящаяся к регулярным перевозкам, лицензированию не подлежит.

Поскольку в настоящей ситуации перевозка осуществляется по заказу (не является регулярной), заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке требование о наличии у исполнителя лицензии для осуществления такого вида деятельности. Объясним подробнее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик в числе единых требований к участникам закупки устанавливает необходимость соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (письма Минэкономразвития России от 17.03.2017 № Д28и-1481, от 29.09.2016 № Д28и-2652, п. 5 Письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28И-1616).

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 31).

Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Пунктом 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя),утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280( далее – Положение), установлено, что в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

– регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

– регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

При этом в п. 1 Положения указано, что оно определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением, в частности, случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам.

Отметим, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», устанавливающей виды перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

– перевозки по заказам;

– перевозки легковыми такси.

Перевозка по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, в котором, в частности, предусматриваются маршрут перевозки, круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство, сроки выполнения перевозки (ч. 1, 2 ст. 27 Закона № 259-ФЗ).

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ч. 1, 2 ст. 19 Закона № 259-ФЗ).

В рассматриваемом случае, как следует из вопроса, перевозка не имеет регулярного характера и осуществляется по маршруту, определяемому заказчиком (фрахтователем).

Следовательно, лицензия по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров исполнителю в этом случае не требуется, и заказчик не вправе устанавливать в документации об электронном аукционе требование к участнику закупки о наличии такой лицензии. К аналогичным выводам приходят антимонопольные органы (решения Челябинского УФАС России от 20.02.2017 № 3-ВП/2017, Омского УФАС России от 18.03.2016 № 03-10.1/50-2016, Ростовского УФАС России от 29.04.2015, Крымского УФАС России от 25.03.2016 № 06/1537).

Когда требуется лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить

В Российской Федерации достаточно многим водителям нужна лицензия на перевозку пассажиров. Мой брат, являющийся владельцем фирмы, которая занимается трансфером людей на автобусе в разные города, изначально не оформил документ подобного рода, в результате чего был вынужден оплатить огромный штраф, а также столкнулся с целым рядом других неприятностей.

В связи с этим хотелось бы рассказать в этой статье о том, всем ли юридическим/физическим лицам, согласно действующему законодательству, необходимо быть обладателями такой лицензии либо в некоторых случаях этот документ все же не требуется. Помимо того, будет приведена законодательная база, регламентирующая вопрос лицензионного трансфера пассажиров, а также инструкция по оформлению документа.

Кому требуется лицензия на пассажирские перевозки

Если деятельность какой-то компании либо физического лица имеет отношение к трансферу пассажиров, причем массового типа, то для того чтобы это делать легально, необходимо получить соответствующую лицензию. Количество человек, которое физическое/юридическое лицо на постоянной основе планирует доставлять из одного пункта в другой, должно быть равным либо большим восьми.

Иначе говоря, если осуществляется перевозка семи и меньшего количества физических лиц, то она не относится к категории массовых, и, соответственно, лицензия в подобных ситуациях не требуется. Что касается вида трансфера, то данный фактор значения не имеет. Документ, предоставляющий право доставлять более восьми человек одновременно в определенные пункты, оформляется как в случае городских поездок, так пригородных и междугороднего типа.

Что касается такси, которые как раз и созданы для перевозки физических лиц, то здесь все зависит от марки и модели автомобиля. Если вместительность транспортного средства составляет более восьми мест, то лицензия обязательно нужна. Однако в большинстве случаев в службе такси зарегистрированы легковые автомобили, в которых есть всего лишь четыре места (+1 водительское). В таких ситуациях лицензия не требуется.

Кроме таксистов, оформления лицензии можно избежать еще нескольким юридическим лицам. Речь идет о тех организациях, основная деятельность которых относится к какому-то определенному типу, а перевозка физических лиц указана в качестве второстепенного занятия. К примеру, на каком-нибудь предприятии может быть служебный автобус, который в дневное время суток используется в рабочих целях, а по утрам и вечерам развозит одновременно больше двадцати сотрудников.

Поскольку доставка по домам рабочих не является главным видом деятельности в данной ситуации, то в оформлении лицензии нет необходимости. Помимо того, подобный документ не требуется оформлять тем фирмам, которые осуществляют трансфер людей не по оговоренному маршруту, а каждый раз по разным адресам, причем делают это нерегулярно.

Законодательная база

Для того чтобы водитель, который собирается оформлять лицензию, дающую ему право осуществлять трансфер пассажиров массового характера, мог как можно быстрее пройти данную процедуру, а также получить ответы на все возникшие вопросы, настоятельно рекомендую ознакомиться с некоторыми законодательными актами. В первую очередь, это Федеральный закон под номером 99, в котором идет речь о лицензировании перевозок, предназначенных для отдельных типов деятельности.

Помимо того, стоит обратить внимание на такой документ, как постановление, утвержденное Правительством Российской Федерации второго апреля 2012 года, которое имеет номер 280. Постановление регламентирует, согласно каким правилам должно происходить лицензирование транспортных средств, вместительность которых составляет восемь и большее количество мест.

Еще очень важным документом служит приказ под номером 144, вступивший в силу 29 апреля 2013 года, который был опубликован такой организацией, как Министерство транспорта Российской Федерации. В данном документе содержится регламент, дающий указания о предоставлении государственных услуг, которые имеют отношение к лицензированию деятельности по трансферу физических лиц автомобильными транспортными средствами с размещением от восьми человек.

Ознакомление с перечисленными законодательными актами не только поможет получить лицензию как можно быстрее, но и узнать обо всех остальных требованиях, которые должны быть соблюдены фирмой, осуществляющей перевозки. Такой орган, как служба по осуществлению надзора за транспортом, регулярно проверяет, соблюдены ли все обязательные нормы и условия, утвержденные законом, определенным юридическим лицом.

Инструкция по лицензированию перевозок

Разрешение на перевозку пассажиров выдается далеко не всем желающим. Для того чтобы стать обладателем документа подобного рода, необходимо соблюсти некоторые условия, в число которых входит не только знание и выполнение правил дорожного движения, а также гарантия безопасности физических лиц, выступающих в роли пассажиров, но и такие критерии:

  • Наличие автопарка. В первую очередь, у юридического лица должно быть достаточное количество места для размещения его автопарка, причем будет ли оно выкуплено либо арендовано, никакого значения не имеет. Помимо того, в наличии должна иметься вся необходимая техника. Самым простым вариантом, который поможет соблюсти данное условие, является подпись соглашения с фирмой, официально занимающейся перевозками, гласящего о том, что она предоставляет в аренду определенному юридическому/физическому лицу свой автомобильный парк.
  • Нанятые водители. Также очень важно взять на работу целый штат персонала. Причем это должны быть водители разных профилей. Однако обязательным условием является наличие категории D. Помимо того, немаловажным фактором является и опыт работы, который должен составлять как минимум три года. Еще все водители должны быть здоровы. Если физическое лицо мучают какие-то болезни, то высока вероятность того, что недуг даст о себе знать во время перевозки, в результате чего возникает огромный риск попасть в аварию. В связи с этим все водители не только предварительно обязаны пройти тщательное медицинское обследование, но и быть осмотрены доктором перед началом каждого выезда.
  • Забота об автопарке. Что касается автомобильных парков, то от их владельцев также ожидается выполнение целого ряда действий. В каждом транспортном средстве необходимо установить навигатор, а также приборы, предназначенные для осуществления технического контроля. Также следует провести экспертную оценку, связанную с состоянием транспортных средств, входящих в состав автомобильного парка. Техническое состояние абсолютно каждого из них должно быть в норме. В качестве подтверждения этого факта служит документ, в котором указано, что транспортные средства являются безопасными для трансфера людей.
Читайте также:  Как выбрать роддом по родовому сертификату — порядок оформления

Если все вышеперечисленные требования соблюдены, то можно смело переходить к следующему этапу, в качестве которого выступает сбор документации, подающейся в службу надзора за транспортом. Понадобится заявление, в котором изложено требование о предоставлении лицензии, документация, связанная с регистрацией юридического лица, а также документ, идентифицирующий личность человека, несущего ответственность за безопасность трансфера пассажиров. Помимо того, потребуется свидетельство, подтверждающее полномочия и квалификацию врача, осмотревшего водителей. Также не обойтись без копий паспортов, трудовых книжек и прав каждого водителя. Еще необходим будет технический паспорт всех транспортных средств.

Обращаю внимание на то, что список документации зависит от конкретной ситуации. К примеру, мой брат, помимо перечисленных бумаг, еще сдавал копию соглашения об аренде автомобильного парка, а также страховку ОСАГО.

Лицензирование пассажирских перевозок

Получить лицензию на пассажирские перевозки теперь обязаны не только транспортные компании, организующие автобусные поездки граждан. С 01 марта 2019 года вступает в действие «Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» №195. Документ запрещает без лицензии использовать автобусы и микроавтобусы даже для нужд производства.

Поможем с формированием лицензионного дела. Оформить заявку на получение лицензии на пассажирские перевозки можно по телефону + 7 (495) 646-12-96 – получим лицензию БДД оперативно и надежно

Разрешение на перевозку пассажиров становится проблемой владельцев транспортных средств (ТС) категории М-2 и М-3. Для предприятий, где есть хотя бы один автобус (грузовик) на девять и более (водитель не в счет) посадочных мест, неприятным сюрпризом становится лицензия на перевозку пассажиров с марта 2019. Где получить, как подать документы? эти вопросы будут волновать руководителей и бизнесменов даже не имеющих прямого отношения к транспортному бизнесу.

Пассажиры и прочие

Людей, занимающих посадочные места, закон поделил на две категории пассажиры и все остальные (иные лица). Пассажир тот, кого везут за деньги, его доставка считается коммерческой услугой, а покупка билета приравнивается к заключению договора перевозки. Иные лица едут бесплатно. Это сотрудники, клиенты, партнеры и прочие. С введением новых правил становится не важно, кто будет находиться в салоне.

В зависимости от цели, у компании должна появиться либо автобусная лицензия на перевозку пассажиров, либо прочих граждан, либо тех и других. Подмена недопустима. К примеру, развозка сотрудников на работу, когда в распоряжении имеется только лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек, считается незаконной. Определяющим является количество посадочных мест. Даже если в автобусе будет ездить только один директор, лицензия все равно потребуется.

Исключения из правил

Обязательное лицензирование пассажирских перевозок не распространяется на:

  • транспорт специального назначения (полиции, скорой помощи, пожарной охраны, МЧС, аварийных служб);
  • автобусы военной автоинспекции, следственных и органов госбезопасности, войск национальной гвардии,
  • перевозки за пределами дорог и магистралей общего пользования
  • автобусы до восьми пассажиромест и арендованные с экипажем.

Сроки поджимают!

Замена (переоформление) актуальных на 01 марта 2019 года разрешительных документов не предусмотрена. Законопослушные уже работающие коммерсанты обязаны заново получить лицензию на перевозку пассажиров до 29 июня 2019 года. Внеплановая проверка (обязательная для прочих соискателей) в отношении действующих перевозчиков не проводится, что является привилегией.

Последний день июня 2019 года становится отправной точкой для организаций, использующих ТС исключительно в производственных целях, когда лицензия на пассажирские перевозки становится обязательной и для них. Хозяйствующие субъекты, планирующие возить пассажиров и прочих лиц, обязаны заблаговременно получить на то разрешение. Компаниям, работавшим нелегально, самое время выйти из тени и получить лицензию на пассажирские перевозки.

Прежде чем подать заявление

Соискатель подает документы в территориальное представительство Федеральной службы автодорожного надзора, в чьем ведении находится лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом, но предварительно необходимо провести организационную работу:

  • назначить сотрудника (прошедшего обучение и получившего соответствующую аттестацию), ответственного за обеспечение БДД на предприятии. Предприниматель, не имеющий штата сотрудников, обязан аттестоваться самостоятельно;
  • получить лицензию на медицинскую деятельность (проведение медицинских осмотров водителей) или оформить договор с компанией (или ИП), располагающей лицензией (ИП), на оказание подобного рода услуг;
  • оформить ТС в собственность, пользование или аренду (кроме аренды с экипажем), собрать по ним полную информацию для передачи сведений в лицензионный реестр
  • оплатить госпошлину (7500 рублей)

Бумажная работа

Следующий этап сбор документов. Будущему лицензиату потребуются:

  • заявление на выдачу лицензии
  • приказ о назначении сотрудника предприятия, ответственным лицом за обеспечение БДД договор с медицинской организацией (или ИП) на проведение водительских медосмотров с приложением лицензии (копии) на данный вид деятельности
  • свидетельства о регистрации собственных ТС соискателя, по арендованным (принадлежащим на ином праве) машинам договоры, подтверждающие основание владения;

Заявление заверяется подписью и подается в оригинале, остальные документы в копиях. К пакету прилагается опись и квитанция об оплате госпошлины.

Лицензия дело хлопотное

Лицензия на перевозку пассажиров останется несбыточной мечтой для соискателя,

  • не вписавшегося в рамки установленных требований либо
  • сообщившего недостоверные сведения.

Казалось бы, два пункта, но в них не счесть подводных камней. Назначенный главным по безопасности движения должен иметь либо диплом о профильном высшем образовании, либо корочки ответственного по БДД (их выдают после переподготовки), плюс свидетельство об аттестации. Автобусы должны пройти проверку и попасть в лицензионный реестр. Для организации медосмотров водителей фирме придется либо самой получать еще одну (медицинскую) лицензию, либо нанимать компанию, у которой таковая уже имеется.

В перспективе потребуется

  • оформлять путевые листы;
  • контролировать техническое состояние ТС;
  • монтировать в автобусе тахограф и аппаратуру ГЛОНАСС;
  • организовывать для водителей инструктажи, стажировки, разборы ДТП.
  • проходить регулярные лицензионные проверки

Лицензирование пассажирских перевозок автобусами по новым правилам потребует от предпринимателей и директоров компаний немало времени. Почему бы не переложить груз проблем на плечи профессионалов? Экономите деньги? Тогда напомним, что перевозка без разрешения (как и нарушение прочих лицензионных правил), потянет за собой немалые штрафы.

Согласитесь, нерационально бросать деньги на ветер, особенно если автобус не приносит прямых доходов и работает исключительно ради внутренних интересов фирмы. Заплатить, однако, придется и руководителю (до 50 тысяч за работу без лицензии плюс 15-25 тыс. за несоблюдение требований) и организации (соответственно до 250 тыс. руб. плюс 150 тысяч рублей). За незаконную деятельность автобус может быть арестован, а работа компании приостановлена. Так не лучше ли обезопасить себя, получить разрешение и трудиться спокойно. Компания КЦ «Эксперт» сделает все, чтобы лицензия на пассажирские перевозки не обернулась неразрешимой проблемой. Наши специалисты

  • окажут содействие в проведении предварительных организационных мероприятий,
  • подготовят необходимые документы,
  • подадут и отследят их прохождение в инстанциях

Мы гарантируем получение автобусной лицензии в установленные законом сроки (максимум 45 дней), оказываем помощь в сохранении звания лицензиата консультируем по вопросам транспортного законодательства, защищаем и представляем интересы клиента в суде, государственных и ведомственных структурах.

Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров с 1 марта 2019 года?

В Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” внесены поправки, которые теперь обязывают юрлиц и ИП приобретать лицензию для перевозки автобусами более 8 пассажиров. Не исключаются даже перевозки для собсвенных нужд компании.

Читайте также:  Как продать земельный пай сельхозназначения — советы специалистов

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению

Федеральный закон от 30 октября 2018 №386-ФЗ: требования к лицензированию перевозок

30 октября был принят Федеральный закон № 386-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами”.

Этот документ внес ряд поправок в следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”

Здесь внесено определение понятия «тахограф», которым называется техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”

Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”

Изменен пункт 24 часть 1 статьи 12, который касается лицензирования пассажирских перевозок автобусами более 8 человек для собственных нужд:

До 1 марта 2019 года

После 1 марта 2019 года

Необходимо лицензировать деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензировать деятельность по перевозкам должны также и в тех случаях, когда перевозки осуществляются в автобусах с оборудованными местами более восьми человек по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП.

Теперь пункт 24 звучит следующим образом:

«деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования».

Как видите, уже нет речи о перевозках для нужд компании в автобусах с оборудованными местами для пассажиров более 8 человек. То есть категория перевозчиков исключена из данной нормы.

Получить лицензию на перевозку пассажиров для собственных нужд

Изменения, которые касаются лицензирования перевозок для собственных нужд, вступят в силу с 1 марта. Поэтому до первого марта компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозки для своих нужд в автобусах более 8 пассажиров, должны получить лицензии.

Нужно ли получать лицензию при предоставлении транспорта для перевозки пассажиров?

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства.

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира – получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12).

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора – предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялисьпо расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства. Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

Официальный рейтинг компаний по оформлению лицензии на перевозку пассажиров

Место в рейтингеНаименование компанииОбщий рейтингДата составления
1Юридическая группа “МИП”98%
07.03.20192“Dentons”80%07.03.20193Goltsblat BLP76%07.03.20194Адвокатское бюро “Падва и партнеры”67%07.03.20195КА “Бастион”60%

Лицензия на перевозку пассажиров: примерная стоимость услуг юриста

Лицензия на пассажирские перевозки: консультация юрисконсульта

Консультация через интернет или по телефону

Консультирование повторное в бюро

Выезд юрисконсульта по вызову клиента

Рассмотрение документов для оформления лицензии для перевозки пассажиров

Консультирование по нормам российского права в области лицензирования

Лицензия на перевозку пассажиров: подготовка документов и их составление

Заполнение заявления в госучреждение, выдающее разрешение на перевозки пассажиров

Внесение добавлений и корректировок в документацию

Составление официального запроса в надзорный орган

Анализ пакета документов, добавление недостающих справок

Составление иска в суд

Транспортная лицензия на пассажирские перевозки: посещение государственных учреждений от лица клиента

Помощь адвоката при возникновении проблем в лицензирующей структуре

Отстаивание точки зрения клиента в надзорных учреждениях

Разрешение проблем с правоохранительными органами

Помощь юрисконсульта при налоговой проверке

Сопровождение в первой инстанции суда

Сопровождение в иных судебных инстанциях

Посещение от лица клиента иных госорганов

Лицензия на автобусные перевозки: прочие услуги специалиста

Обращение в экспертные службы для анализа документов

Помощь в открытии организации

Подготовка документов ООО или ИП к проверкам

Ведение документооборота, направление писем в адрес госорганов

Помощь в добавлении транспорта в реестр

Помощь при исключении транспорта из реестра

Переоформление лицензии на перевозку пассажиров

Защита прав клиента, привлеченного к административной ответственности

Защита прав доверителя, привлеченного к уголовной ответственности

Лицензия на автобусные перевозки пассажиров: какие услуги оказывают наши юристы

  • Встреча с юрисконсультом в офисе или на предприятии, обсуждение следующих вопросов: порядок получения разрешения на перевозку пассажиров, сбор документации, подача бумаг и уплата госпошлины;
  • Дополнительные услуги специалиста, связанные с открытием ООО или ИП, разработкой учредительной документации;
  • Помощь адвоката в утверждении окончательного списка документов, сборе пакета документов, подаче бумаг в Ространснадзор;
  • Ведение документооборота с лицензирующей структурой: направление писем и запросов, формирование ответов, отправка дополнительных бумаг;
  • Помощь юриста в оформлении трудовых отношений с персоналом, в формировании внутренней документации предприятия;
  • Подготовка бумаг предприятия к проверке надзорной службы в ходе рассмотрения заявки на лицензию;
  • Помощь специалиста в формировании документов для утверждения реестра транспортных средств;
  • Работа адвоката по уведомлению контролирующих учреждений об исключении или добавлении транспортных средств в реестр;
  • Защита прав и интересов доверителя в правоохранительных структурах по административному делу;
  • Оспаривание в суде постановления о привлечении клиента к административной ответственности;
  • Подача в суд в связи с обжалованием размера штрафных санкций за нарушение порядка лицензирования;
  • Помощь адвоката в защите прав и интересов юрлица и ИП в случае приостановки деятельности предприятия.

Лицензия Ространснадзора на перевозку пассажиров: как формировался рейтинг

Отрасль автотранспортных предприятий постоянно развивается, на рынке появляются новые организации, которые нуждаются в квалифицированных юридических услугах. Вы можете воспользоваться помощью фирм, которые вошли в наш рейтинг. Вот их преимущества:

  • Компании работают на юридическом рынке продолжительное время;
  • В фирмах трудятся опытнейшие специалисты, которые работают по оформлению разрешительной документации в лицензирующих учреждениях;
  • Адвокаты способны оказать помощь в составлении документации, а также защитить ваши интересы в суде;
  • Юридические бюро заключают официальный договор с клиентом, где прописываются права и обязанности сторон;
  • Специалисты способны разрешить любой вопрос, в том числе оспаривание в судебном порядке привлечение к административной ответственности.

Обращайтесь только в проверенные и надежные адвокатские компании, которые смогут гарантировать вам оказание качественных и своевременных услуг. За нарушение законодательства о лицензировании грозит серьезная административная ответственность, поэтому вопросом должен заниматься специалист, отлично разбирающийся в делах подобного рода.

Получение лицензии на перевозку пассажиров: какие лица должны оформлять разрешение на деятельность

Нужно отметить, что оформлять лицензию на перевозку пассажиров необходимо далеко не каждому. К примеру, разрешительные документы можно не оформлять для автобусов государственных структур (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, аварийные службы и др.). К тому же лицензию можно не получать предприятиям и организациям, которые имеют транспортные средства, эксплуатируемые только на собственной территории. В то же самое время разрешение необходимо оформить при следующих условиях:

  • Собственником транспортного средства является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
  • Транспортное средство имеет категорию D, то есть предназначено для перевозки более восьми пассажиров;
  • Основное предназначение автобуса – это перевозки пассажиров.

Таким образом, при соблюдении вышеупомянутых условий владельцу транспорта непременно нужно обратиться в государственные органы, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров автобусом. Если он проигнорирует законодательные требования, то будет привлечен к ответственности.

Где получить лицензию на перевозку пассажиров автобусом

Нужно отметить весьма важный момент. До 1 марта 2019 года список владельцев ТС, которым не требуется оформлять разрешение на перевозку пассажиров, был гораздо шире. К примеру, в него входили юридические лица, использующие автобусы для личных целей. Теперь же им необходимо оформить лицензию на перевозку пассажиров для собственных нужд. Крайний срок, установленный законом, – 29 июня 2019 года. Те, кто не успел получить разрешение или посчитал это ненужным, будут подвергнуты административному наказанию.

Лицензия на перевозку пассажиров оформляется в Ространснадзоре по следующей схеме:

  1. Соискатель готовит пакет документов, оплачивает госпошлину и сдает их в лицензирующую структуру;
  2. Сотрудники Ространснадзора рассматривают заявление и приложенные документы в течение 45 рабочих дней;
  3. В процессе рассмотрения бумаг сотрудники лицензирующего учреждения проводят внеплановую проверку предприятия, в ходе которой изучаются внутренние документы;
  4. Соискателю разрешительной документации выдается лицензия на перевозку пассажиров.

Размер госпошлины за разрешение на перевозку пассажиров составляет 7 тысяч 500 рублей. Эта сумма выплачивается единоразово за лицензию, а не за каждый автобус, как ошибочно думают некоторые соискатели.

Получение лицензии на автобусные перевозки: перечень необходимых документов соискателя

Предприниматель или руководитель ООО, который выбрал в качестве вида деятельности перевозки пассажиров, должны предоставить в Ространснадзор определенный набор документов. В перечень бумаг входит:

  • Заявление от соискателя лицензии на перевозку пассажиров;
  • Приказной документ, в котором содержится информация о сотруднике, ответственного за транспорт и безопасность;
  • Свидетельство о медицинском обследовании водителей транспортных средств;
  • Список автобусов, а также документы на транспорт;
  • Опись предоставленных бумаг.

До 2019 года нужно был также сдавать в Ространснадзор сведения о категориях автобусов, в данный момент этот пункт не действует. Собранные бумаги необходимо отправить в лицензирующее учреждение почтой либо доставить лично.

Получение лицензии на пассажирские перевозки: сколько действует разрешение, особенности лицензирования

Лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек выдается на неопределенный срок. Разрешение прекращает действовать в случае ликвидации предприятия либо по решению судебных органов. Если лицензиат нарушает закон, то лицензия может быть отозвана. Перевозить пассажиров разрешается только на тех автобусах, которые входят в заявленный реестр транспортных средств. Руководство организации должно:

  • Ззаботиться о безопасности на дороге;
  • Использовать договоры обязательного страхования пассажиров;
  • Обеспечить регулярный техосмотр транспорта, следить за заполнением путевых листов;
  • Контролировать проведение техосмотра автобусов в предусмотренные сроки, организовать место для их стоянки;
  • Официально трудоустроить водителей, осуществляющих перевозки пассажиров;
  • Нанимать персонал, имеющий водительские права категории D;
  • Соблюдать трудовое законодательство.

Согласно законодательству, к управлению ТС допускаются водители: граждане РФ с водительскими удостоверением нужной категории, а также граждане Кыргызстана, Белоруссии и Казахстана с международными правами.

Получение лицензии на перевозку пассажиров в Ространснадзоре: добавление и исключение транспортных средств

Нередко возникают ситуации, когда организации или предприятию требуется добавить или исключить транспорт из заявленного ранее реестра автобусов. Что нужно для этого сделать? В обоих случаях нужно будет обратиться в Ространснадзор.

  • Чтобы добавить автобус в список нужно собрать документы и доставить их в лицензирующий орган. В перечень входит заявление, а также документы на транспорт. В течение трех дней, если с документами все в порядке, автобус будет включен в реестр. До этого момента эксплуатировать его запрещается.
  • Чтобы исключить транспорт из общего реестра (например, в случае его продажи), следует отправить в Ространснадзор уведомительное письмо. Заявление также рассматривается в течение трех дней, затем сведения об автобусе удаляются из списка.

Тот же порядок действий актуален в том случае, если произошла замена регистрационного номера транспорта.

Получение лицензии на перевозку пассажиров: штрафы для нарушителей закона

Что грозит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если они своевременно не оформят лицензию на перевозку пассажиров и будут вести свою деятельность? В этом случае нарушитель будет подвергнут административному наказанию. Речь идет о штрафных санкциях, причем размер их весьма внушителен. Вот что предусмотрено в Кодексе об административных нарушениях РФ:

  • За ведение деятельности без разрешительных документов от Ространснадзора предусмотрен штраф: юрлицам нужно будет заплатить 400 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю – 100 тысяч, а граждане и должностные лица будут оштрафованы на 50 тысяч рублей.
  • Если контролирующие органы выявят повторные нарушения, то наказание будет ужесточено. Помимо того, что нарушитель будет оштрафован (суммы указаны выше), надзорные службы могут конфисковать транспорт. Кроме того, по суду может быть приостановлена работа фирмы на срок до 90 суток.

Как видно, с законом лучше не шутить, иначе могут быть серьезные проблемы. Именно поэтому рекомендуем вам не тянуть с оформлением лицензии на перевозку пассажиров. Лучшего всего доверить данное дело профессиональным и опытным юрисконсультам из рейтинга выше.

Ссылка на основную публикацию