Что означает категория М — как ее получить и когда это необходимо

Как открыть водительские права категории «М»

Без водительского удостоверения запрещено управлять любым транспортным средством, даже мопедами и квадрициклами. В связи с этим 05.11.2013 г. была введена новая категория М.

Поговорим о том, зачем нужна категория «М», какими мотоциклами можно управлять имея ее и что нужно предпринять, чтобы открыть права категории «М».

На чем можно ездить с категорией М

Новая категория «М» довольно кратко представлена в Правилах, которые регламентируют получение и замену этого документа. Буквально это выглядит так: «мопеды и легкие квадрициклы».

Но при более детальном изучении ПДД становится ясно, что в категорию «М» входят ТС, двигатель которых не превышает 50 см3 и мощностью до 4 кВт. При этом скорость, которую они могут развивать на дорожных покрытиях ограничена 50 км/ч.

В соответствии с выше представленной информацией такой характеристикой обладают:

  • мопеды;
  • скутеры;
  • минибайки;
  • легкие квадрициклы (прочитайте по слогам, как написано слово квадрИцикл. Не правда ли, что оно имеет одно существенное отличие от квадрОцикла).

Но если на руках у вас не будет прав категории «М», и тех, что стоят рангом повыше, то управлять перечисленными ТС вы не имеете права.

КвадрИциклы и квадрОциклы в чем разница

Все обладатели прав с категорией «М» не долго радовались своему счастью, когда узнали, что полноценная внедорожная техника, имеющая малый объем двигателя, в эту категорию не входит. А значит управлять ею им запрещено по закону.

Обратите внимание! Чтобы управлять квадрОциклом вам нужна категория ВУ, которая разрешает управлять трактором! И она обозначается, как «А1».

Объясняем, в чем состоит отличие:

  • у квадрицикла сиденья подобны автомобильным и располагаются они под прямым углом;
  • конструктивной особенностью квадрицикла является крыша (и то в некоторых случаях она отсутствует);
  • все 3 педали (сцепления, тормоза и газа) расположены в нижней части кабины;
  • в квадрИциклах — рулевое колесо, а в квадрОциклах — руль, как на мотоциклах.

На чем нельзя ездить с категорией М

Если вы мечтаете о легком мотоцикле, мощность которого находится в пределах 50-125 см3, то водительское удостоверение категории «М» устроит только вас, но не инспектора патрульной службы. Для управления этими легкими дорожными мотоциклами потребуется открыть А1-категорию прав.

Для управления полноценными мотоциклами с объемом двигателя, превышающим 125 см3, потребуется пройти обучение и получить «А»- категорию.

Но всех этих категорий недостаточно, чтобы управлять автомобилями, грузовиками, троллейбусами и трамваями.

Как открыть категорию «М»

На сегодняшний день есть 2 способа это сделать, но в любом случае основное требование прав категории «М» трактуется следующим образом: возраст получателя прав от 16 лет и выше и отменное физическое состояние, чтобы медицинские противопоказания отсутствовали.

Автоматическое получение категории М

Если у водителя не открыта категория М, но любая другая категория водительских прав есть, то он имеет право управлять любым ТС, относящимся к категории М. Обучение, которое дает право открыть любую другую категорию в ВУ, автоматически открывает и «М»-категорию.

Внимание! Исключение составляют водители, которые прошли обучение на тракториста-машиниста и на руках у них находится соответствующее удостоверение, а также те, кто имеет права иностранного государства. Этой категории лиц управлять мопедом нельзя.

По этой причине не стоит ли подумать о том, чтобы пройти курс обучения на более высокую категорию, а не тратить свои средства на поэтапное открытие категорий в вашем ВУ.

При замене удостоверения водителя в ГИБДД, в новом формуляре прав автоматически проставится та категория, которая была и в старых правах, и категория «М» будет у правообладателя прав в любом случае красоваться на обратной стороне ВУ.

Обучение в автошколе на категорию М

Рассмотрим случай, когда нужно пройти обучение на категорию «М». Делается это в автошколе, но прежде, чем переступить ее порог и предварительно оплатить занятия, посетите медицинский центр, чтобы обзавестись справкой о состоянии здоровья.

Бывает и такое, что обучение оплачено, а у человека специалисты находят серьезные противопоказания с медицинской точки зрения на управление скутером. Таким образом можно потерять деньги, вложенные в обучение, но водительского удостоверения, которое выдается в ГИБДД, так и не увидеть.

Стоимость обучения на категорию М — от 18 тыс. руб. и выше. Обучаться можно с 14-летнего возраста, но только в 16 лет становится возможным получить настоящие права. Сдать экзамен на управление мотоциклом с объемом двигателя 125 см3 и выше, может гражданин с 18 полных лет.

Жизнь показывает, что выгоднее начать обучение на «А»- категорию, чтобы по окончанию иметь сразу 2 категории. В данном случае самоподготовка не допустима.

Как только обучающийся успешно сдаст теорию и практический курс вождения в автошколе, ему будет выдана водительская карточка. Но, чтобы обзавестись правами, ему еще предстоит сдать экзамен в ГИБДД.

Экзамен на категорию М

Экзамен на получение категории «М» состоит их 2-х частей: первая часть — это теория, вторая — практическое вождение.

Если ТС из категории повышенной опасности, то для его управления необходимо предоставлять медсправку специального образца.

Теория

Теоретический экзамен включает в себя: проверку знаний ПДД, насколько ученик освоил основы допуска ТС к эксплуатации, содержание тех законов РФ, которые определяют ответственность водителя за безопасность на дорогах и наказание за ее несоблюдение. Особым пунктом стоит умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшему на дороге.

Теоретический экзамен имеет форму теста. В каждом билете — 20 вопросов с несколькими вариантами ответов и среди них нужно выбрать правильный. Существует и лимит времени, который дается на все ответы, и он составляет 20 мин. Как только истечет время, экзамен прекращают, независимо от того, успел экзаменуемый ответить на все вопросы или нет. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Как только компьютером будет получен ответ на последний вопрос или истечет время, отведенное на экзамен, на мониторе высветится результат: либо «сдал», если отвечено на 18 вопросов из 20-ти, или «не сдал», если отвечающий не набрал 18 баллов при тестировании.

Комплект экзаменационных билетов ПДД на категорию М в теоретической ее части полностью копирует комплект билетов для сдачи теории на открытие «В»-категории.

Практический экзамен

Практический экзамен проводится сотрудником автоинспекции, который должен оценить: как экзаменуемый трогается с места, правильно ли разгоняется, маневрирует, умеет ли пользоваться зеркалами заднего вида и некоторые другие технические моменты.

Практические испытания заключаются в следующем:

  • №1 — оценивается умение выполнить габаритную восьмерку, змейку, маневрировать на скорости, соблюдать габаритный коридор;
  • №2 — умение произвести парковку и выезд с места парковки;
  • №3 — умение выбрать безопасное место для того, чтобы провести посадку или высадку пассажиров.

Следующее видео продемонстрирует описанные выше испытания:

Экзаменатор имеет право поставить следующие оценки: «сдал», если экзаменуемый превосходно справился со всеми испытаниями или «не сдал», если какие-то 2 упражнения были провалены. Практическое вождение по городу правилами не предусматривается.

Когда все экзамены будут пройдены, и в табеле по всем пунктам будет стоять «сдал», ученик получает заслуженное вознаграждение в виде водительского удостоверения.

Категория «М»: правила дорожного движения

Теперь, при получении законных прав, водитель может сесть за руль скутера или мопеда и перемещаться на нем по любым дорогам и трассам. Но при этом не нужно забывать о соблюдении ПДД, грубое нарушение которых может привести к лишению прав на любое ТС.

При управлении мопедом, водитель обязан соблюдать следующие правила:

  • не выезжать без шлема;
  • находиться всегда в трезвом виде (любое появление в пьяном виде приведет к лишению ВУ);
  • не садиться за руль до достижения 16-летнего возраста;
  • запрещено перемещаться на скутере по середине проезжей трассы, т.к. для этого предназначена только правая часть трассы. Можно пользоваться велосипедными дорожками для перемещения или обочиной тротуара лишь в том случае, если эти действия не приносят неудобств пешеходам;
  • не разрешается производить буксировку этого ТС, а также, чтобы скутер (мопед) выполнял роль буксира.

Можно надеяться, что введение новой категории «М» в правах положительно скажется на дорожной обстановке в целом.

На смену беспечности водителей этого вида транспорта в прошлом наконец-то придет ответственность за свои поступки, которая может очень дорого обойтись.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Категория М в водительских правах: что это

Образцы выдаваемых на сегодняшний день водительских прав поражают обилием новых категорий. Разобраться в их значении, часто, не под силу даже опытному автолюбителю. Помимо привычных – B, C, и D, появились другие буквы, обозначающие разрешение на управление определёнными видами транспортных средств.

Так, например, в 2013 году, было принято решение о введении категории М. Новая строка в удостоверении, указывает на то, что, обладатель прав с открытой данной категорией может по достижении 16 лет, управлять мопедом с объёмом двигателя до 50 куб. см, а также легким квадроциклом.

Чтобы получить заветный документ с такой отметкой, нужно обязательно пройти обучение в автошколе, и сдать официальные экзамены инспектору ГИБДД. Только вышеперечисленные процедуры, открывают свободное перемещение на скутерах по городским улицам, и не приведут к наложению штрафных санкций, и изъятию транспортного средства дорожным инспектором.

Зачем нужна категория М

Основной базой для ужесточения закона и обязательного получения водительских прав, послужили постоянные нарушения ПДД и многочисленные аварийные ситуации, которые создавались несовершеннолетними нарушителями. Удешевление и доступность бюджетной мототехники, повлияла на то, что, в распоряжении неопытных людей оказалось огромное количество небольших мопедов и компактных мини вездеходов. Не имея достаточных навыков управления, они повсеместно разъезжали по всем автомагистралям подвергая опасности жизнь всех участников дорожного движения.

Не было никакой возможности призвать к ответственности нерадивых водителей, устраивавших гонки на общественных трассах. Нововведение позволило ужесточить контроль за безопасным движением, и сохранило тысячи молодых судеб. Теперь каждый водитель небольшого мопеда, должен в обязательном порядке иметь водительские права с категорией М, и обязан предоставить их к проверке, по первому требованию проверяющих органов.

В чем разница между категорией М и А, А1

Главным отличием категории М, от уже имевшихся А и А1, является объём двигателя транспортных средств.

  • Категория А1. Позволяет управлять лёгким мотоциклом, с двигателем от 125 кубов. Открывается для водителей достигших шестнадцатилетнего возраста.
  • Категория А. Распространяется на классические мотоциклы с объёмом двигателя от 125 кубических сантиметров, которые могут доукомплектовываться боковой коляской. Удостоверение данного образца можно получить только после достижения 18-ти лет.

Очевидно, что новая графа заняла пустующую нишу, которая до недавнего времени не учитывалась. Как показала практика, усовершенствование технического прогресса и новые модели современной мототехники, не оставили выбора законодательным органам. Легкие скутеры, развивающие скорость до 80 километров в час, стали полноправными участниками дорожного движения, и потребовали соблюдения всех необходимых формальностей, которые давно уже приняты за образец в других странах.

Читайте также: Категория А1 в водительских правах — что это такое.

Как получить права категории М

Наличие водительских прав с открытой более высокой категорией, не требует повторной сдачи экзаменов. Знание ПДД, и подтверждённое умение управлять обычным мотоциклом, подразумевает то, что, опытный водитель имеет достаточно практических навыков.

Читайте также:  Как влияет количество прописанных человек на начисление квартплаты

Неопытных владельцев легкой мототехники, которые желают свободно передвигаться по любым дорогам ждут следующие процедуры:

  • Запись в автошколу.
  • Прохождение обучения, включающего в себя теорию и практические уроки вождения от инструктора.
  • Сдача внутренних экзаменов.
  • Сдача экзаменов в МРЭО, и получение водительского удостоверения.

Только после этого можно будет управлять мопедом и квадроциклом на законных основаниях, не привлекая к себе внимания проверяющих инстанций. Время обязательного курса обучения составляет один, два месяца. Стоимость услуги варьируется каждым учебным учреждением индивидуально.

После изучения теории, и прохождении практики на городских улицах выдаются права международного образца с открытой категорией М. Они дают возможность свободного, безопасного передвижения на мопеде или скутере по автотрассам, всех без исключения стран.

Читайте также: Нужны ли права на скутер до 50 кубов .

Видео о категориях М, А1 и А


Что означает категория М — как ее получить и когда это необходимо

Права категории м появились относительно недавно, однако желающих их получить достаточно много. Данная категория дает право физическим лицам управлять такими транспортными средствами, как мопеды. Я ездил на своем мопеде за городом без прав до того, как не был остановлен полицейскими. После этого мне понадобилось оплатить штраф. Поэтому, для того чтобы уберечь всех остальных водителей от ошибок подобного рода, хочу рассказать в статье, когда появились права категории М, а также на вождение какими средствами передвижения они распространяются. Помимо того, хочу упомянуть о том, что грозит за езду на мопеде без наличия прав согласно действующему законодательству.

Права категории m

В ноябре 2013 года происходило множество нововведений, связанных с категориями прав. Некоторые из них было решено подразделить на классы. Например, в категорию В, добавили группу В1. Помимо того, была введена отдельная группа, обозначающаяся буквой m, которая предоставляет право на управление мопедами. Если в водительском удостоверении физического лица проставлена буква M, то оно также может на законных основаниях ездить на скутере и квадроцикле. Однако, что касается последнего вида транспорта, то введены некие ограничения, касающиеся его веса. Иначе говоря, обладатели класса m наделены правом водить исключительно некоторые транспортные средства, свойства и характеристики которых прописаны в правилах дорожного движения, а именно в пункте под номером 1.2.

В ПДД такой вид транспорта, как мопед, определяется целым рядом характеристик. Мопед может иметь как два, так и три колеса, а также максимальную скорость не больше пятидесяти км/ч. Максимальный объем двигателя может составлять пятьдесят метров в кубе. Если указанные характеристики средства передвижения превышают перечисленные показатели, то оно не относится к мопедам.

Что значит категория М в водительском удостоверении

Физическим лицам уже стало понятно, что категория m — это специальная группа водительских прав, выдающаяся для легального управления мопедами. Однако давайте разберемся, почему раньше не было такой категории, и в связи с какими обстоятельствами было решено ее ввести. Причина заключается в том, что до наступления 2014 года мопед не относился к транспорту механического типа и соответственно права на вождение ним не требовались. О данном факте свидетельствует пункт под номером 2.1.1, содержащийся в таком источнике, как правила дорожного движения. В этом пункте указано, что водительские удостоверения на транспортные средства, которые не принадлежат к группе механических, не нужны.

Однако в апреле 2014 года было утверждено целое множество нововведений, имеющих отношение к видам транспортных средств и правилам управления ними. Не исключением были и скутеры. Теперь данные средства передвижения принадлежат к механическому виду, а физические лица, желающие ездить на скутерах, соответственно обязаны добиться проставления в своих водительских удостоверениях отметки m. Сразу после того, как это нововведение вступило в силу, собственники мопедов, для того чтобы оставаться законопослушными гражданами и не нарушать правила, отправились в автошколы и захотели сдать на категорию М. Однако их постигло разочарование, поскольку соответствующая программа обучения тогда еще не была утверждена. В 2019 году проблема подобного рода уже неактуальна.

Также некоторым водителям согласно действующему законодательству разрешено вовсе не получать права на управление скутером. Речь идет о физических лицах, у которых уже есть права одной либо нескольких категорий А-Е. Например, мой брат, ранее сдавший на права, в водительском удостоверении которого проставлена отметка В, автоматически был освобожден от обязанности получать категорию М. Право управлять мопедом в подобных ситуациях присваивается по умолчанию. Таким образом, если у физического лица есть более высокая категория водительских прав, чем М, то он может спокойно ездить на скутере без прохождения дополнительного обучения.

Как получить права с отметкой М

Если физическому лицу необходимо водить скутер и на данный момент у него нет прав на управление ни одним транспортным средством, то похода в автошколу не избежать. Понадобится предварительно выбрать определенную автошколу, найти программу, заключить с данной организацией договор на обучение и внести денежные средства. Затем начнется курс обучения, состоящий из таких двух этапов, как теория и практика, по результатам прохождения которых физическое лицо получит водительское удостоверение с отметкой М. Однако не все так просто, как кажется изначально. Может возникнуть несколько следующих проблем:

  1. В автошколе нет программы m. Далеко не во всех регионах Российской Федерации в автомобильных школах утверждены программы, подразумевающие выдачу прав на управление скутерами. У владельцев данных автотранспортных средств автоматически возникает вопрос, что делать в таких ситуациях. Например, мой брат нашел наиболее оптимальный вариант — прошел обучение на категорию А, которая в свою очередь наделяет его правом ездить и на мопеде. Категория А была выбрана из тех соображений, что получить ее можно за минимальную цену по сравнению со всеми остальными группами. Однако если есть необходимость сдать на права одновременно на две категории, к примеру, В и М, то достаточно получить только первую из них;
  2. Владельцу скутера нет 18 лет. Если физическое лицо, у которого возникла необходимость в оформлении водительского удостоверения, еще не достигло совершеннолетия, то согласно законодательству оно может стать владельцем исключительно прав вида М. В таких ситуациях необходимо искать автошколы, предоставляющие возможность прохождения программ по обучению на вождение мопедом и составлять с одной из них соглашение. Если в регионе проживания будущего водителя нет таких организаций, то ему понадобиться ехать в соседнюю область, поскольку других вариантов нет.

Что будет за езду на мопеде без прав

Как показывает практика, узнавая о необходимости в сдаче на права для вождения мопедом, некоторые физические лица не хотят проходить данную процедуру. Определенный процент водителей ездят на скутерах за городом и думают, что об этом никто не узнает, и соответственно они останутся безнаказанными. Однако действие подобного рода считается грубейшим нарушением закона. Об этом свидетельствует вторая часть законодательного акта под номером 12.29, содержащегося в кодексе об административных правонарушениях. В статье речь идет о том, что если физическое лицо, управляющее скутером, велосипедом либо иным аналогичным видом транспорта, не будет придерживаться Правил дорожного движения, то оно обязано будет заплатить административный штраф. Размер суммы, которую необходимо будет внести нарушителю, равен восемьсот рублей.

Хочу обратить отдельное внимание водителей мопедов на то, что кроме соблюдения Правил дорожного движения, им необходимо еще не забывать заботиться о собственной безопасности. Перед началом движения обязательно надевайте шлем, и садитесь за руль исключительно в трезвом состоянии.

Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 5 основных категорий: А – мотоциклы, B – легковые автомобили, C – грузовые автомобили, D – автобусы, М – мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав –
5 000 – 15 000 рублей.

Таблица категорий водительских прав в 2020 году

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон “О безопасности дорожного движения”, которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:

Категория или подкатегорияТип транспортного средства
АМотоциклы
А1Легкие мотоциклы
ВЛегковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн)
ВEЛегковые автомобили с прицепом
В1Трициклы
СГрузовые автомобили (от 3,5 тонн)
СEГрузовые автомобили с прицепом
С1Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)
С1EСредние грузовики с прицепом
DАвтобусы
DEАвтобусы с прицепом
D1Небольшие автобусы
D1EНебольшие автобусы с прицепом
ММопеды
TmТрамваи
TbТроллейбусы

Водительские права категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):

категория “А” – мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2020 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Подкатегория А1

подкатегория “А1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

Водительское удостоверение категории В

категория “В” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

Читайте также:  Как найти кадастровый номер по адресу объекта недвижимости

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория “ВЕ” – автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Подкатегория B1

подкатегория “В1” – трициклы и квадрициклы;

В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

Обратите внимание, “квадрИцикл” и “квадрОцикл” это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

категория “С” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

категория “СЕ” – автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

Подкатегория С1

подкатегория “С1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

подкатегория “С1Е” – автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Водительское удостоверение категории D

категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, – это сочлененные автобусы или “автобусы с гармошкой”.

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

категория “DЕ” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

подкатегория “D1Е” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью “Перенос категории E в новые права”.

Категория M

категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;

Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

категория “Tb” – троллейбусы;

В 2020 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу “особые отметки” водительских прав.

Как открыть новую категорию прав?

Довольно часто у водителей возникает вопрос: “Как добавить в права дополнительную категорию?”. На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 – 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Как получить права категории «М» для скутера и мопеда?

Скутеры и мопеды всегда казались одними из наиболее доступных видов транспорта для полноценной езды. Их можно начинать водить раньше, чем автомобиль, к ним меньше требований и они банально дешевле. Но с новыми изменениями в законе пользование скутерами усложнилось, что породило множество вопросов. Например, как получить права категории м?

Новшества в законодательстве

В 2019 году в ФЗ о безопасности дорожного движения были внесены изменения. Коснулись они и категории М.

До этого ездить на мопедах, скутерах с малым объемом двигателя можно было и взрослым, и несовершеннолетним гражданам. Так как для этой категории транспорта не требовалось проходить обучение, сдавать экзамены и получать разрешение. Многие этим пользовались, вследствие чего, за скутеры очень часто садились люди, будучи пьяными.

В 2019 году в ФЗ были внесены изменения о безопасности дорожного движения

Теперь же ездить на мопеде или скутере можно, если были оформлены водительские права категории М. Водителю придется пройти медкомиссию, выучиться в автошколе и сдать экзамен в отделении ГИБДД. А при езде пьяным нарушителя накажут по тем же статьям, что и водителей автомобилей. Также для вождения нужно оформить полис ОСАГО.

Что означает категория М

На сегодня категория М касается маломощного транспорта. Объем двигателя таких транспортных средств менее 50 кубических сантиметров. Что касается ТС с электродвигателями – их мощность менее 4 киловатт.

К этим транспортным средствам относят скутеры, мопеды и прочие подобные двух и трехколесные средства, в том числе и велосипеды с электродвигателями. Категория М указывает и на еще одно ограничение – скорость транспорта не должна превышать 50 км/ч.

Как получить права на скутер

Как получить категорию М и возможно ли это сейчас? Да, ведь правительство уже составило и одобрило программу обучения и получения прав категории М, и все автошколы с соответствующей лицензией вправе обучать граждан.

Категорию М можно получить на скутер до 50 кубов

Где и как можно получить

Чтобы понять, как получить права на скутер до 50 кубов, достаточно ознакомиться с алгоритмом получения прав других категорий.

Для скутеров придется сделать примерно то же самое:

  1. Для начала – пройти медицинскую комиссию. Врачи должны составить заключение, что у человека нет никаких заболеваний, препятствующих езде. В число специалистов, у которых нужно проходить осмотр, включают психиатра и нарколога.
  2. Выбрать автошколу и записаться на обучение.
  3. Оплатить все занятия и получить все необходимые знания – теорию и практику.
  4. Сдать экзамен в автошколе.
  5. Пройти аттестацию в отделении ГИБДД.

При неудачной сдаче экзамена его можно пройти повторно. Следующая попытка становится доступна не ранее, чем через 7 дней. Если таким образом кандидат исчерпывает три попытки, то следующая будет доступна только через 30 календарных дней.

Повторно сдать экзамен можно при его несдаче

Условия получения

Что нужно, чтобы получить права на скутер? После окончания обучения перед экзаменом в ГИБДД необходимо собрать пакет документов и подать его в отделение ГИБДД.

Список документов таков:

  • Заявление на получение водительских прав. Заполняется оно по стандартной форме, образец которой всегда можно найти на сайте ГИБДД, или получить уже в отделении.
  • Свидетельство об успешном окончании курса обучения, оформленное автошколой.
  • Карту медосмотра водителя с отметками от каждого из врачей-специалистов.
  • Квитанцию об оплате госпошлины.
  • Паспорт гражданина РФ или другое удостоверение личности с подтверждением адреса прописки.

Допуск к сдаче экзамена на открытие категории М

Чтобы допустили к экзамену нужно:

  • Пройти медицинскую комиссию.
  • Получить документ об пройденном обучении в автошколе.
  • Подать заявление и документы в ГИБДД и по полученным реквизитам оплатить госпошлину.

Сколько стоит сдать на права на скутер? При оформлении обычных прав госпошлина составляет 500 рублей, за ламинированную карточку придется заплатить 2000.

Чтобы допустили к экзамену нужно собрать пакет документов

Особенности получения и сдачи экзамена

Чтобы получить права категории М, необходимо продемонстрировать на экзамене следующие знания:

  • Правила дорожного движения.
  • Техника безопасности управления транспорта категории М.
  • Способы общения во время езды.
  • Ответственность за управление мопедом без разрешения.

Также нужно продемонстрировать умение управление скутером, а также знания в техническом обслуживании ТС при поломке во время поездки.

Теоретическую часть сдают при помощи компьютера. Максимально допустимое количество ошибок – 2. После сдачи теории кандидат сдает практическую часть на площадке для мототранспорта.

Читайте также:  Со скольки лет можно ездить на мопеде, скутере, мотоцикле

Он должен выполнить следующие маневры под надзором инструкторов:

  • Проезд по коридору из установленных конусов с выполнением разгона, остановки и разворота.
  • Маневрирование по «змейке».
  • Проезд по «колейной доске».
  • Заезд на малой скорости – проехать 10 метров более чем за 5 секунд не касаясь ногами земли.
  • Проезд по «восьмерке».

При помощи компьютера сдают теоретическую часть экзамена

Как правильно выбрать автошколу

К выбору учебного заведения нужно отнестись с ответственностью. Иначе водитель рискует зря потратить свое время и деньги. Идеальным вариантом будет уже проверенная автошкола, обладающая лицензией на выдачу удостоверения категории М.

При выборе нужно обращать внимание на следующие факторы:

  • Цена обучения. Она не должна быть очень высокой, но также не стоит обращать внимание и на очень низкие стоимости. Содержать автошколу недешево, поэтому если они предлагают обучение по заниженной цене, то качество обучения явно будет таким же низким.
  • В каком состоянии находится автопарк школы и транспортная площадка. В наличии должны быть все необходимые виды транспортных средств, которые находятся в надлежащем состоянии. Учебная площадка должна быть оснащена необходимыми реквизитами для обучения.
  • Документация. Автошкола должна обладать лицензией на обучение водителей категории М, срок которой еще не истекает. Учебная программа должна полностью соответствовать требованиям ГИБДД.

Возможные штрафы

При езде на мопеде без прав категории М нарушителя будет ожидать штраф по ст. 12.7 Кодекса о нарушениях ПДД. Размер штрафа – от 5 до 15 тыс. рублей. Если это будет повторным нарушением, то размер штрафа увеличится уже до 30 тыс. К тому же водителя могут привлечь к исправительным работам.

С ответственностью нужно отнестись к выбору учебного заведения

Правила езды на мопеде

При эксплуатации мопеда или скутера категории М действуют следующие правила:

  • Всегда возить при себе водительское удостоверение.
  • Управлять транспортным средством могут граждане, достигшие возраста 16 лет.
  • При задержании нарушителя в состоянии алкогольного опьянения его лишат прав.
  • Передвижение мопедов и скутеров должно осуществляться по правому краю проезжей части или по велодорожке.
  • Разрешено передвигаться по обочине, не мешая пешеходам.
  • Разрешен обгон трамваев и троллейбусов.
  • В светлое время дня нужно включать фары ближнего света.

Также запрещены следующие действия:

  • При управлении держать руль только одной рукой.
  • Ездить без шлема или с не застегнутым.
  • Перевозить детей младше 7 лет без спец. оборудования.
  • Переезжать дороги по пешеходному переходу.
  • Возить крупные предметы, которые выступают за пределы скутера.
  • Выполнять разворот или левый поворот через трамвайные пути.
  • Участвовать в буксировке.

На обучении водителей категории М специализируются далеко не все автошколы

Нужна ли категория М при открытой Б

Как открыть категорию М если есть Б и нужно ли это? Категория Б предоставляет возможность ездить на автомобилях весом до трех с половиной тонн. Ее могут выдать только совершеннолетним гражданам. Категория Б автоматически включает в себя и М, а это означает, что ничего дополнительно открывать не нужно.

Бывает, что под Б подразумевают подкатегорию Б1. Она, в отличие от Б, предоставляет возможность управлять только квадроциклами и трициклами. То есть трех или четырехколесным мототранспортом для дорог общего пользования с ПТС.

Примерная стоимость обучения

Далеко не все автошколы специализируются на обучении водителей категории М.

Те школы, которые на это способны, предоставляют три типа программ для обучения:

  1. Только теоретические занятия. Стоимость обучения составляет от 7 до 12 тыс. рублей, а срок полного обучения – от одного до двух месяцев.
  2. Теория + практические занятия по вождению скутера. Такой курс длится не менее двух с половиной месяцев, и обойдется в сумму от 15 и до 25 тыс. рублей. В программу не будут включены никакие дополнительные услуги.
  3. Наиболее расширенная программа будет стоить от 25 до 35 тыс. рублей. Помимо лекций по теоретическим моментам и уроков по вождению, в программу будет входить пакет дополнительных услуг. Будет оказана помощь в подготовке к прохождению экзамена в ГИБДД и проведется пробный экзамен в пределах автошколы. К тому же, сотрудники школы сами оплатят затраты по медкомиссии и государственной пошлине.

Сколько стоят права на мопед

Как получить права на скутер другим путем? Некоторые водители, задающиеся этим вопросом, найдут более простой способ получения прав категории М – непосредственно купить их. Приобрести готовые права в крупных городах России не составит труда, но нужно быть готовым заплатить за них от десяти до тридцати тысяч. Возможно потребуется предоставить справку о прохождении медицинской комиссии или об окончании автошколы (для уменьшения стоимости).

Но нужно иметь в виду, что покупка, изготовление или продажа поддельных документов является уголовным преступлением. И поэтому, лучше не обращаться к сомнительным компаниям, даже если они обещают полную конфиденциальность и качество документа. Лучше потратить больше времени, и получить водительское удостоверение стандартным путем – через ГИБДД.

Права категории “М” – мопед, скутер, легкий квадрицикл

Каждый может вспомнить время, когда на дороге можно было встретить пьяного или неадекватного водителя на мопеде или скутере. Они могли запросто проехать на красный сигнал светофора, подрезать или создать аварийную обстановку на дороге. Наказать их за это было очень сложно.В 2014 году безнаказанным действиям пришел конец – категория “М” в правах должна быть у каждого, кто управляет техникой до 50 кубических сантиметров. При отсутствии водительского удостоверения теперь предусмотрен штраф 5-15 тысяч рублей.

Что обозначает категория водительских прав “М”

Водители, которым при замене прав открыли категорию “М” получают возможность езды на двухколесном “малыше” автоматически. Все довольно просто – в новом водительском удостоверении она открывается автоматом, если ранее была открыта любая другая категория. Это приятно известие, ведь чтобы их получить не пришлось делать ровным счетом ничего, ни сдавать экзамены в ГИБДД, ни обучаться езде на мопеде или скутере в автошколе, ни платить денег за обучение.

На чем можно ездить

Правила замены и выдачи водительских удостоверений довольно сухо комментируют новую категорию “М” в правах: “мопеды и легкие квадрициклы”. Если копнуть несколько глубже, ее наличие обозначает, что ездить можно на транспорте с двигателем не превышающем объем 50 кубов и мощностью не больше 4кВт. Максимальная скорость транспортных средств категории “М” должна конструктивно ограничиваться на отметке 50 км/ч. Это положение диктует ПДД. Под эти характеристики подходят:

  • Скутеры
  • Мопеды
  • Минибайки
  • Легкие квадрициклы (обратите внимание: именно квадрИциклы, а не квадрОциклы)

Иными словами, если у вас отсутствуют права с открытой категорией “М” вы не имеете права ездить как на вышеописанных ТС, так и любых других

Квадрициклы и квадроциклы в чем разница

Созвучное название не раз приводило в восторг держателей прав с категорией “М”, но при разборке нюансов приходилось поубавить радость, так как законно управлять полноценной внедорожной техникой, пусть и с маленьким объемом двигателя, запрещено. Хоть внешне они похожи, но для квадроцикла нужно открыть категорию ВУ, разрешающую управление трактором (А1). Итак, отличия:

  • В квадрицикле имеются сиденья, расположенные под прямым углом, наподобие автомобильных;
  • Большинство из них имеют крышу (необязательно);
  • Газ, тормоз и сцепление находятся в нижней части кабины;
  • Наличие рулевого колеса в квадрициклах, в то время как на квадроциклах руль “мотоциклетного” типа.

На чем ездить запрещено

Если вы намереваетесь сесть за руль легкого мотоцикла мощностью от 50 до 125 кубических сантиметров, водительское удостоверение категории “М” не дает таких привилегий – придется открыть “А1”. Если же рабочий объем двигателя превышает и эту планку потребуется обучение на “А”, которая подразумевает управление полноценным мотоциклом. Соответственно ездить на автомобиле, грузовике, автобусе, трамвае и троллейбусе владелец такого ВУ не имеет права.

Как получить категорию “М”

Есть 2 пути, но главное требование прав категории “М” – возраст кандидата 16 лет или более и отсутствие медицинских противопоказаний.

Первый способ, простой

Прохождение обучения на любую другую категорию транспортных средств автоматически откроет “М” в водительском удостоверении. Поэтому стоит трижды подумать и соотнести финансовые затраты перед записью на специализированные курсы по вождению скутера или мопеда.

Водитель, который обратится в ГИБДД для замены прав уже наделен полномочиями по вождению каким-либо ТС, а это значит, что после обмена у него автоматом проставляется категория “М” на лицевой стороне водительского удостоверения.

Второй способ, сложный – обучение в автошколе и сдача экзаменов в ГИБДД

Если вы выбрали обучение на категорию “М” в автошколе, прежде чем платить за курсы пройдите медицинскую комиссию и оформите медсправку. Не исключено, что часть обучения будет оплачена, а у кандидата обнаружатся медицинские противопоказания для получения прав на скутер. Деньги, за уже полученные знания о мопедах наврядли кто-либо вернет, а водительское удостоверение в ГИБДД вам никто не выдаст.

Стоимость обучения на категорию “М” начинается от 18 тысяч рублей, при этом возраст обучаемого должен быть не менее 14 лет. Но получить права, тем не менее, можно не раньше 16 лет. Поэтому целесообразнее обучаться управлению легкими мотоциклами (А1) и получить обе категории.

После прохождения теоретического и практического курса будущему водителю выдают водительскую карточку об успешном окончании автошколы и он может сдавать экзамены на права в ГИБДД. В проверку знаний для открытия категории “М” входят:

  • Сдача экзаменационных билетов в Госавтоинспекции (20 вопросов за 20 минут, при допуске более 2 ошибок в билете кандидат “не сдал”. За каждую из двух возможных ошибок добавляют по 5 вопросов, ответить на которые нужно правильно, иначе пересдача через 7 дней);
  • Езда на автодроме (троганье с места, змейка, “восьмерка”, разгон, маневрирование, парковка, остановка и другие упражнения)

Вождение мопеда (скутера) по территории города сдавать не придется, проверка навыков происходит исключительно на специально подготовленной площадке.

Стоит отметить, что сдать на права без обучения, экстерном, запрещено на законодательном уровне.

Законная езда на скутере с открытой категорией “М”

Когда права будут в кармане водителя, можно на законных основаниях садиться за руль мопеда и бороздить по дорогам общего пользования. Не стоит забывать, что наличие водительского удостоверения с вожделенной категорией “М” не отменяет требований по соблюдению правил дорожного движения. В случае грубого нарушения ПДД на скутере вас лишат права управления всеми транспортными средствами.

К обязательным правилам по управлению мопедами относятся:

  • Использование шлема;
  • Трезвость (за нахождение в состоянии алкогольного опьянения лишат водительского удостоверения);
  • Фары ближнего света должны быть включены;
  • Возраст от 16 лет;
  • Запрещено ехать посередине дороге на скутере. Для этого предусмотрена правая часть проезжей части, велосипедные дорожки или езда по обочине (если это не доставляет неудобств пешеходам);
  • Буксировка запрещена в любом виде (если мопед используется как тягач или как прицеп) и т.д.

Как видно из перечисленных выше требований введение новой категории “М” в правах должно положительно сказаться на общей дорожной обстановке. Прежняя беспечность и авантюризм скутеристов и водителей мопедов теперь может дорого им стоить.

Ссылка на основную публикацию