Какие штрафы предусмотрены за перемещение по выделенной полосе
Я работаю в такси на личном автомобиле – все законно, есть лицензия, только машина не характерного желтого цвета, а черного, и нет стандартных шашек. Сотрудники ГИБДД утверждают, что я не имею права ездить по выделенной полосе и выписали мне штраф, когда я нарушил данное предписание. Пришлось потратить какое-то время на то, чтобы самостоятельно и с помощью юристов разобраться с данным вопросом. С чем я спешу поделиться с вами, дорогие читатели.
Что такое выделенная полоса?
Стремительное увеличение общего количества транспортных средств на трассах современных населенных пунктов привело к созданию дополнительных выделенных непосредственно для автобусов полос. Это нововведение особенно актуально для современных мегаполисов, где в час пик образуются многокилометровые автомобильные пробки.
Владельцы собственных авто еще как-то могут перетерпеть период простоя на дороге, так как имеют относительно комфортные условия. А для людей, которые едут в общественном транспорте, нахождение в многочасовой пробке крайне неприятно, а порой и опасно, ведь в автобусах ездит достаточно большое количество пожилых людей. На основании сложившихся факторов власти России приняли решение взять пример с западных стран – ввели дополнительные выделенные линии, предназначенные непосредственно для автобусов и такси.
Получив в распоряжение подобную полосу, водители городского общественного транспорта приобрели намного больше преимущественных возможностей для осуществления безопасной и более быстрой езды.
Трасса представляет собой продольную полосу, расположенную по краю общей проезжей части. Автобусная линия на дороге выделятся разметкой с большой буквой А. По размеру имеет ширину, которой вполне хватит для комфортного проезда автобусов или такси в один ряд. В некоторых городах на дорогах можно встретить, такую полосу в единственном экземпляре, и направлена она навстречу основному автомобильному потоку.
Данная часть автомобильной трассы предназначена исключительно для общественного транспорта, нарушения связанных с ней правил будут автоматически караться штрафами.
Кто имеет право перемещаться на полосе?
Несмотря на категоричность установленных правил, есть исключения, разрешающие проезд по данной части трассы:
- Проезд разрешен, если разделение отмечено не сплошной, но пунктирной линией. Подобная разметка обычно встречается в районе стандартных перекрестков и помогает машинам осуществлять повороты;
- Если водитель своевременно не перестроился на специальную полосу перед поворотом направо, он должен воспользоваться выделенной полосой. Главное здесь не создавать на трассе сложной ситуации;
- Необходимость забрать или высадить пассажиров с права от транспортного средства;
- Выезд на дорогу с дворовой территории;
- Обычные авто могут перемещаться по линии в выходные дни, но исключительно при наличии специальных знаков.
Например, на выделенную линию человек имеет право заехать, если планирует совершить поворот в соответствующую сторону. Требование распространяется, если стандартная непрерывная разметка принимает разрешающий проезд прерывистый вид. Если человек не совершит подобного маневра, в процессе поворота он может создать серьезную угрозу для рядом перемещающегося общественного транспорта.
Во всех остальных ситуациях водители не могут перемещаться по автобусной линии и при фиксации подобного нарушения получают соответствующий штраф.
Кто еще может перемещаться по линии?
Согласно установленным правилам, по линии имеют право перемещаться не только троллейбусы и городские автобусы, но следующие категории средств передвижения:
- Коммерческие маршрутные такси;
- Обычные такси;
- Школьные автобусы;
- Велосипеды, если автобусная полоса идет с правого края.
Для такси установлены определенные правила. Авто обязательно должны быть окрашены в специальный цвет, на крыше установлен световой прибор, а в салоне присутствуют встроенные таксометры. Для московских таксистов актуально еще одно требование – наличие желтых номеров. Водители такси обязаны иметь на руках подтверждающие деятельность документы — разрешающие лицензии.
Выделение отдельных полос отрицательно сказалось на обычных автолюбителях. Предназначенное им пространство несколько уменьшилось и на простаивание в пробках стало тратится немного больше времени. Именно по этой причине нередко отмечается нарушение установленных правил. Чтобы бороться с подобным беззаконием, были установлены определенные штрафные санкции.
Штрафы за незаконный проезд по выделенной полосе
Штраф за перемещение по выделенной линии регламентируется ПДД, пунктом 18.2. Правила, связанные с выделенной линией, могут быть нарушены одним из трех способов и имеют свои определенные санкции:
- Выезд на линию и движение по ней, если она является полосой встречного движения. Если нарушитель выехал, чтобы объехать препятствие – от 1000 до 1500 рублей. Если выехал на линию без необходимости объезжать препятствие – штраф 5000 рублей или лишение удостоверения на период до полугода. При вторичном нарушении грозит штраф в сумме 5000 рублей.
- Выезд и перемещение по выделенке в одном направлении с общим движением – 3000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге и 1500 рублей в остальных городах.
- Если водитель не уступил проезд водителям общественного городского транспорта – 500 рублей.
Данные штрафы в обязательном порядке должны быть оплачены. Особенностью подобных санкций является возможность погасить их по специальным льготным тарифам, то есть с 50%-ой скидкой.
Для этого потребуется оплатить платежную квитанцию в течении 20 суток с даты назначения. Исключением являются штрафы, назначенные за выезд на линию со встречным потоком и назначенные за вторичное нарушение установленных правил.
Заключение
Самым серьезным наказанием за выезд на выделенную линию является конфискация водительского удостоверения на срок до 12 месяцев. Подобная санкция применяется при зафиксированном вторичном нарушении правил и, если водителя за нарушение останавливает сотрудник ГИБДД. Если факт нарушения фиксируется видеокамерой, водителю будет выписан штраф в 5000 рублей.
Штраф за проезд по выделенной полосе общественного транспорта в 2019 году
В городах, особенно больших, существуют специальные выделенные полосы для автобусов. В данной статье мы рассмотрим, какой предусмотрен штраф за выезд на автобусную полосу и прочие нюансы.
Размер штрафа за проезд по автобусной полосе
Автобусная полоса — это полоса (либо несколько полос) дороги, предназначенная исключительно для движения общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутного такси). В 2019 году согласно КОАП РФ штраф за проезд по выделенной полосе году равен сумме в 1500 рублей. Для Санкт-Петербурга и Москвы эта сумма больше ровно в 2 раза – 3000 рублей. Связано это с большой загруженности дорог в обеих столицах, поэтому ГИБДД идёт на такие меры. Следует различать выезд на автобусную полосу прямого и встречного движения. В последнем случае не имеет значения, выделенная полоса для автобусов или нет — водителю грозит штраф по пункту «выезд на встречную полосу» суммой 5000 рублей.
В случае рецидива наказание будет ещё более строгим — лишение прав на один год. Когда можно пользоваться выделенной полосой Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка). Правила дают чёткий ответ — данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.
Проезд по выделенной полосе, исключения из правил 2019
Несмотря на столь жёсткие правила, в них есть исключения. Правилами установлено, что выезд на полосу автобусного движения разрешён, если последняя отделена прерывистой линией, а не сплошной. Чаще всего прерывистая разметка наносится перед перекрёстками, когда необходимо совершить поворот вправо. В таких случаях даже предусмотрен штраф, если водитель сделал поворот направо, предварительно не перестроившись в полосу движения для автобусов — 500 рублей.
Данный штраф существует ввиду того, что водитель легкового авто при повороте вправо не с крайней полосы может создать опасность для общественного транспорта. Согласно ПДД, также разрешается использовать автобусную полосу в следующих случаях:
- Для высадки или посадки пассажиров с правой стороны.
- Для выезда на дорогу (например, из двора дома).
В данных случаях необходимо убедиться, что манёвр не станет помехой для движения общественного транспорта. Также движение по автобусной полосе может быть полностью разрешено по определённым дням (чаще всего выходным), если есть специальный знак, предписывающий это разрешение.
Проезд по выделенным полосам в выходные дни в Москве, разрешен или нет
С 14 апреля в Москве запретят ездить по выделенным полосам в выходные, рассказали в пресс-службе департамента транспорта Москвы. Ежедневный режим работы вводится на пяти выделенных полосах, проходящих через районы, где отсутствует альтернативный магистральный транспорт.
Отметим, что информационные таблички «Рабочие дни» (обозначают работу полос только в будни) уже демонтированы на участках Ленинского, Нахимовского и Ломоносовского проспектов, на это обратило внимание общество «Синие ведерки».
Автомобилистов не будут штрафовать за проезд по пяти выделенкам до 14 апреля.
Кто может передвигаться по выделенке
Выделенной автобусной полосой именуется часть автодороги, предназначенная для езды по ней общественного транспорта. К нему относятся автобусы, троллейбусы и маршрутки (в том числе коммерческие). Для движения данных ТС выделяется одна или две полосы, в зависимости от ширины и загруженности трассы на конкретных участках.
Полоса общественного транспорта обозначается знаками 5.11.1 и 5.12.1. Знак 5.14 обозначает начало и конец полосы, а знаки 5.13.1 и 5.13.2 пересечение с нею другой дороги. На дорожное полотно дополнительно наносится обозначение буквой «А».
Особым статусом обладают школьные автобусы. Несмотря на то, что они не являются общественным транспортом, езда по выделенной полосе им разрешена на законных основаниях. Разрешена езда по выделенке и велосипедистам. Но только в том случае, если она крайняя слева.
Важно. Раннее общественным транспортом не не признавались легковые такси, поэтому ездить по выделенке им не разрешалось. С 2012 года такси жёлтого цвета с шашечками на крыше, если они снабжены соответствующими световыми приборами и таксометрами движение по выделенке разрешено. Но такое разрешение получили только зарегистрированные официально автомобили с жёлтыми номерами. Причём, все перечисленные опознавательные знаки должны присутствовать в такси. Если какого-то из них нет, движение по выделенке в 2018 году для такси находится под запретом.
Основания и размеры штрафа
Регламент назначения штрафов за автобусную полосу содержится в п. 18.2 ПДД.
Согласно ему нарушения делятся на следующие:
- Выезд на выделенную полосу встречного направления. Если манёвр был совершён для объезда препятствия, штраф за выезд составит от 1 до 1,5 тысяч рублей. Выезд без необходимости – 5 тысяч рублей. Лишение прав на срок до 12 месяцев при повторном нарушении. При автоматической фиксации повторного правонарушения штраф.
- Езда по выделенке в попутном направлении. Штраф за езду по автобусной полосе в этих обстоятельствах от 1,5 до 3 т. рублей. При этом в городах федерального значения штраф за данное нарушение назначается по максимальной ставке.
- Создание препятствий или аварийной ситуации на выделенной полосе. Наказание за проезд по полосе в этом случае – 500 рублей.
- Создание помех движению общественного транспорта по выделенной полосе – штраф от 2 до 3 т. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге при данном нарушении назначается штраф в 3 т. рублей.
- Поворот направо без перестроения в крайнюю левую полосу для движения общественного транспорта. Перестроиться в указанную полосу водитель обязан на участке, где начинается прерывистая линия. Если поворот совершён через выделенку без перестроения, нарушение предусматривает штраф в 500 рублей.
Стоянка на автобусной полосе. Штраф 1500 рублей для регионов, 3000 рублей – для Москвы и Санкт-Петербурга. Автомобиль в этих обстоятельствах незамедлительно отправляется на штрафстоянку, поэтому к штрафу прибавляется 5000 рублей за эвакуацию и 1000 рублей в день за нахождение автомобиля на штрафстоянке.
Важно. Данный вид нарушения ПДД не является грубым, поэтому сумму штрафа можно сократить вдвое, оплатив его в течение 20 дней.
Можно ли выезжать на автобосную полосу и какой за то штраф
В городах, особенно больших, существуют специальные выделенные полосы для автобусов. В данной статье мы рассмотрим, какой предусмотрен штраф за выезд на автобусную полосу и прочие нюансы.
Размер штрафа за проезд по автобусной полосе
Автобусная полоса — это полоса (либо несколько полос) дороги, предназначенная исключительно для движения общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутного такси).
В 2022 году согласно КОАП РФ штраф за проезд по выделенной полосе году равен сумме в 1500 рублей. Для Санкт-Петербурга и Москвы эта сумма больше ровно в 2 раза – 3000 рублей. Связано это с большой загруженности дорог в обеих столицах, поэтому ГИБДД идёт на такие меры.
Следует различать выезд на автобусную полосу прямого и встречного движения. В последнем случае не имеет значения, выделенная полоса для автобусов или нет — водителю грозит штраф по пункту «выезд на встречную полосу» суммой 5000 рублей. В случае рецидива наказание будет ещё более строгим — лишение прав на один год.
Когда можно пользоваться выделенной полосой
Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка). Правила дают чёткий ответ — данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.
Несмотря на столь жёсткие правила, в них есть исключения. Правилами установлено, что выезд на полосу автобусного движения разрешён, если последняя отделена прерывистой линией, а не сплошной. Чаще всего прерывистая разметка наносится перед перекрёстками, когда необходимо совершить поворот вправо.
В таких случаях даже предусмотрен штраф, если водитель сделал поворот направо, предварительно не перестроившись в полосу движения для автобусов — 500 рублей. Данный штраф существует ввиду того, что водитель легкового авто при повороте вправо не с крайней полосы может создать опасность для общественного транспорта.
Согласно ПДД, также разрешается использовать автобусную полосу в следующих случаях:
- Для высадки или посадки пассажиров с правой стороны.
- Для выезда на дорогу (например, из двора дома).
В данных случаях необходимо убедиться, что манёвр не станет помехой для движения общественного транспорта.
Также движение по автобусной полосе может быть полностью разрешено по определённым дням (чаще всего выходным), если есть специальный знак, предписывающий это разрешение.
Легковые такси на автобусной полосе
Многих заинтересует вопрос, разрешена ли езда по выделенной полосе легковым такси. Сравнительно недавно, с 2012 года ПДД установлено, что легковым такси разрешено пользоваться автобусной полосой.
Но при этом автомобиль должен иметь специальную раскраску — шашечки, световой сигнал на крыше и оборудован таксометром. То есть «бомбилы» штрафуются так же, как и легковые автомобили.
Немного другая ситуация в столице — тут таксистам разрешено пользоваться автобусными полосами с 2013 году, при этом кроме всех вышеперечисленных условий, такси должно иметь специальные жёлтые номера, которые стали выдаваться по инициативе мэрии города.
Ошибки
Несмотря на то, что законодательство, казалось бы, расписало все нюансы движения по автобусной полосе, в нем, тем не менее, есть несколько пробелов.
Самые известные нарушения со стороны государственных органов были зафиксированы в Казани. По одной из улиц камера видео фиксации нарушений была установлена таким образом, что фиксировала всех автомобилистов, которые совершали поворот вправо с автобусной полосы, при этом вне зоны видимости камеры полоса была отделена прерывистой линией. После этого было выявлено ещё более серьёзное нарушение — городские власти подписали документ, в котором был указан перечень улиц с выделенными полосами, но не опубликовали его должным образом. Таким образом, в городе фактически не существовало автобусных полос несмотря разметки и знаки.
В таких и подобных случаях штраф легко обжалуется и снимается. Самостоятельно или при помощи автоюриста.
Вывод
Как сказал Дж.Кларксон из «Top Gear»: «Мне непонятно, для чего придумали выделенные полосы. Почему люди беднее меня ездят быстрее, чем я?» Но мы рекомендуем не нарушать ПДД, чтобы лишний раз не стать беднее на пару тысяч рублей.
Движение по полосе общественного транспорта – правила и нюансы
Мы собрали для вас всю информацию о движении по полосе для общественного транспорта в 2018 году. Поговорим о том, что такое автобусная полоса и кому разрешено ей пользоваться. Разрешено ли передвигаться по этой полосе в выходные и праздничные дни. Особенности движения по полосе для общественного транспорта автомашин такси. Рассмотрим все штрафы, которые можно получить за “выделенку”. Также ответим на самые частые вопросы по обжалованию штрафов.
Что такое полоса для общественного транспорта
Согласно правилам дорожного движения по полосе для маршрутных транспортных средств могут двигаться автобусы, троллейбусы, велосипедисты, а также школьные автобусы и легковые такси.
На наличие полосы для общественного транспорта указывает знак 5.14:
Действие знака распространяется на ту полосу дороги, над которой он размещен. Знак действует до ближайшего перекрестка или до отмены (знак 5.14.1). Если выделенная полоса продолжается после перекрестка, знак ставят повторно.
Если полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах автомобили должны перестраиваться на нее. В таких местах также разрешается заезжать на эту полосу для посадки и высадки пассажиров у правого тротуара. Обязательное условие в этом случае – отсутствие помех с вашей стороны маршрутным транспортным средствам.
Дополнительно “выделенку” обозначают буквой “А” на дорожном полотне. Места для остановок маршрутных ТС выделяют желтым зигзагом.
На наличие автобусной полосы также указывают следующие знаки.
Знак 5.11.1 – Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств. По такой полосе маршрутные транспортные средства движутся навстречу общему потоку автомобилей.
Знаки 5.13.1 и 5.13.2 – Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств.
Кто может ездить по «автобусной» полосе
Согласно закону, передвигаться по выделенной полосе могут:
- рейсовые автобусы,
- троллейбусы,
- маршрутные такси,
- легковые такси.
Водителю обычного автомобиля разрешается временное движение по выделенной полосе в случае:
- поворота, перед которым нужно перестроиться в правый ряд. Если вы забудете это сделать, получите штраф в размере 500 рублей за создание угрозы для других участников дорожного движения (ст. 12.14 КоАП РФ).
- выезда на автобусную полосу со второстепенной дороги или прилегающей территории.
- посадки и высадки пассажиров у края проезжей части.
Общие требования при таких маневрах:
- наличие прерывистой линии разметки;
- отсутствие помех для общественного транспорта с вашей стороны.
Езда по выделенной полосе в выходные дни
Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.
По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.
Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.
8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.
8.5.4 “Время действия”. Указывает время суток, в течение которого действует знак.
Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия”. Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.
Размер штрафа за полосу общественного транспорта
Нарушение при выезде на автобусную полосу может зафиксировать инспектор или камера. Сотрудники ГИБДД выписывают штраф на месте. Если нарушение зафиксировала камера, постановление придет по почте.
За движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановку на указанной полосе вам грозит штраф в размере 1500 рублей.
Если такое нарушение допущено в Москве или Санкт-Петербурге – штраф составит 3000 рублей (статья 12.17 КоАП РФ).
При выезде на автобусную полосу, по которой транспортные средства движутся во встречном направлении, согласно п. 4 ст. 12.15 КоАП, грозит наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишение права управления от 4 до 6 месяцев.
При повторном выезде на встречную полосу права отберут на 12 месяцев. Однако, если нарушение зафиксировала камера, отделаетесь штрафом 5 000 рублей.
Если вы остановились на “выделенке” и оставили машину, она может оказаться на штрафстоянке.
Штраф за “автобусную полосу” не отменят, даже если:
- вы объезжали “пробку”,
- пропускали другой автомобиль,
- стояли на “аварийке” на автобусной полосе вместо своей.
Обойтись без штрафа или обжаловать его можно лишь в двух случаях:
- Выезд на “выделенку”, обусловленный крайней необходимостью (ст. 2.7 КоАП РФ). Например, вы выехали на автобусную полосу во избежание ДТП, когда из-за поворота на вас вылетела машина.
- Вы ехали по автобусной полосе в разрешенное обычным водителям время.
Можно ли такси ездить по выделенной полосе
Хотя с 2012 года легковым такси разрешили передвигаться по автобусной полосе (п. 5.14 ПДД), некоторые таксисты боятся выезжать на нее. Причина этому – штрафы. Давайте разберемся.
Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.
Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией — это полностью законно.
Такси от обычной машины на дороге отличают:
- фонарь оранжевого цвета на крыше,
- лента в виде черных квадратов в шахматном порядке по бокам кузова (в народе “шашечный пояс”),
- таксометр.
С 1 июля 2018 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы “О легковых такси”; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.
Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на “выделенку” вам грозит штраф.
Бывают случаи, когда штраф получает такси, оборудованное по всем правилам. Причина может скрываться в реестре. Если вашу лицензию туда не внесли, вы вне закона.
С этим часто сталкиваются таксисты с подмосковной лицензией. Чтобы не попадать в такие ситуации сразу после оформления разрешения проверьте, есть ли оно в реестре.
Сделать это просто:
- зайдите на сайт мэра Москвы;
- введите в форму поиска: номер ТС или номер лицензии, наименование перевозчика или несколько параметров сразу.
Результаты можно распечатать и положить к дорожным документам на всякий случай.
Вывод. Если вы таксист с лицензией и ваш автомобиль соответствует требованиям, перечисленным в законе, перемещаться по полосе обществественного транспорта вам можно. Если при этом вы схлопотали штраф – обжалуйте его.
В любом спорном случае обращайтесь в ГИБДД по месту нарушения для обжалования. В Москве это ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, находится по адресу ул. Садовая-Самотечная, д.1. Вопросы обжалования мы подробно рассмотрели в отдельной статье.
Есть дополнительные вопросы по ПДД или обжалованию штрафа за автобусную полосу? Задайте их автоюристу. Это бесплатно.
Дата публикации статьи: 13 апреля 2018 года
Последнее изменение: 27 июня 2018 года
Штраф за выделенную полосу 2019
Какой штраф предусмотрен за выделенную полосу 2019? Как обжаловать штраф за езду по выделенной автобусной полосе? Обязательно ознакомьтесь с представленным материалом.
Штраф ГИБДД за езду по выделенной (автобусной) полосе в 2019 году составляет:
Статья 12.17.1.1 КоАП РФ.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Выделенные полосы для общественного транспорта один из способов борьбы с пробками. Быстрые автобусы, передвигающиеся по свободным от других автомобилей выделенным полосам, заставляют граждан пересаживаться из машин, стоящих в пробках, на общественный транспорт. Скорость передвижения троллейбусов и автобусов по выделенным полосам приближается к скорости поездов метро. При этом оборудовать выделенки куда проще и дешевле чем строить подземные тоннели.
Чтобы общественный транспорт быстро передвигался по выделенным полосам их нужно оградить от других участников дорожного движения. Сейчас по автобусным полосам, обозначенным знаком «полоса для маршрутного транспорта», а также символом «А» на полосе, имеют право передвигаться маршрутные автобусы, троллейбусы и официальное такси раскрашенное в специальные цвета. Этот класс транспорта еще называют – «колесные маршрутные транспортные средства».
Все остальные транспортные средства – участники дорожного движения могут выезжать на вделанные полосы только для осуществления поворота и высадки пассажиров и то, только там, где рядом с выделенной линией присутствует прерывистая (пунктирная) разметка.
Штраф за движение или остановку на выделенной полосе 2019 году составляет 1500 р. для автомобилистов всей России и 3000 р. для автомобилистов Москвы и Санкт-Петербурга. Штраф за езду по выделенной полосе предусмотрен частью 1.1 статьи 12.17 КоАП РФ. Оплатить него можно со скидкой 50% в течении 20 первых дней.
Мало кто понимает, что, сотрудники ГИБДД, остановившие водителя за езду по выделенной полосе, могут выписать автомобилисту дополнительны штраф за пересечение сплошной линии. Ведь прежде чем находится на запретной территории в нее нужно сначала проникнуть, а это отдельный состав притупления. Если водитель выехал на автобусную полосу не по прерывистой разметке, а по сплошной – ему грозит дополнительный штраф в размере 500 р. по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ – «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги».
Штрафы за автобусную полосу 2019
Выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта через сплошную линию разметки предусматривает штраф в 500 р. ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
Движение по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта предусматривает штраф 1500 р. для всей России И 3000 р. для Москвы и Питера ч. 1.1 и 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ.
Нюансы штрафа за выделенную полосу
- В некоторых городах России над автобусными полосами вешают знак 3.1 «Въезд запрещен» – кирпич, что автоматически увеличивает размер штрафа за езду по выделенной полосе.
- Часто штраф за выделенную полосу выписывается при помощи камер ГИБДД в автоматическом режиме.
- Штраф за езду по выделенной полосе может увеличиться если речь идет о выделенной полосе встречного движения (но это совсем другая тема).
- В некоторых городах России движение по выделенным полосам запрещено лишь в будние дни (информационная табличка «рабочие дни»), однако не стоит забывать про штраф за пересечение сплошной линии. Движение по выделенной полосе и пересечение сплошной линии два разных вида штрафа.
- Движение по выделенной полосе и пересечение сплошной линии для выезда на выделенную полосу два отдельных вида нарушения ПДД.
В каких случаях можно пользоваться выделенной полосой 2019
Из всех правил есть исключения. Это в полной мере относится и к выделенным полосам для движения общественного транспорта, перемещение личных автомобилей по которым в обычных условиях запрещено.
С выделенными полосами связано несколько «городских легенд», «вымышленных фактов» и преувеличений. Они возникли из-за различий в региональных КоАПах на раннем этапе внедрения автобусных полос в РФ.
Так некоторые автомобилисты считают, что пользоваться выделенными полосами можно в случае образования дорожного затора, другие предполагают, что выезд на «выделенку» допустим если не создается помех в движении общественного транспорта. Третьи утверждают, что по «выделенкам» разрешено ездить в выходные дни. Все три приведенных утверждения ложны!
Перечень условий, позволяющих автомобилистам пользоваться выделенной полосой:
- Информационные таблички (К примеру, выделенки могут функционировать только в будни, или только в светлое время суток)
- Статья 2.7. «Крайняя необходимость». (На выделенную полосу можно выезжать в попытке избежать к примеру наезда на пешехода.)
- Прерывистая линия (Рядом с перекрестками или около съездов и выездов дороги)
- Отсутствие разметки или знака «выделенная полоса»
- Нечитаемая разметка или разметка, занесенная снегом/песком
- Для посадки и высадки пассажиров. (однако при этом нельзя создавать помех общественному транспорту и пересекать сплошную (надо искать разрыв).
Какой штраф за выделенную полосу в Москве 2019
Штраф за движение личного автомобиля по выделенной полосе в Москве по части 1.2 статьи 12.17 КоАП РФ составляет 3000 рублей. На оплату штрафа распространяется скидка 50%. Таким образом оплатив штраф в течении 20 дней можно сэкономить 1500 р.
Как обжаловать штраф за выделеную полосу 2019
Обжаловать штраф за выделенную полосу можно тремя способами: обращением в центр автоматической фиксации нарушений ПДД, в ГИБДД или непосредственно в суд. Если вышел явный казус и произошел технический сбой штраф снимут даже по обращению через интернет. В более тонких случаях придется тратить время в очередях ГИБДД или судах.
Езда по выделенной полосе для автобусов. Какой штраф ожидает водителей в 2022 году?
Появление в крупных городах РФ специальных полос для движения маршрутного регулярного транспорта обусловлено борьбой с дорожными пробками. Механизм прост: для того чтобы граждане хотели пересаживаться из собственного автомобиля на автобусы, троллейбусы и трамваи, общественный транспорт должен быстро перемещаться. Соответственно, автобусная полоса должна быть ограждена от других водителей. Для этого выделенные полосы отделяют сплошной линией разметки, на полосе прорисовывается большая буква «А», устанавливаются знаки и камеры фотофиксации. Другие участники дорожного движения имеют право заезжать на спецполосу только в местах появления прерывистой линии для поворотов и высадки/посадки пассажиров. При этом они не должны создавать помех автотранспорту, который имеет право преимущества на выделенной полосе. Штраф за езду по автобусной полосе в большинстве российских городов составляет 1,5 тысячи рублей (исключение – города федерального значения такие, как Москва и Санкт-Петербург, где размер штрафа увеличен в 2 раза). Кроме того, штрафные санкции могут суммироваться при совершении нескольких правонарушений. Наша редакция проанализировала все тонкости и нюансы работы городских автобусных полос и готова резюмировать действующие правила в этом вопросе. Читайте далее.
Для кого предназначена выделенная полоса?
Выделенная полоса, обозначенная большой буквой «А» на самой полосе и на дорожных знаках, предназначена исключительно для узкого круга транспорта. Её обозначают знаком 5.4, который условно изображает автобус и направление его движения на ярко-синем поле:
По специальной полосе дороги могут передвигаться только:
- регулярный общественный транспорт (троллейбусы, автобусы, в том числе маршрутные, школьные, рейсовые и тяжёлые, более 5 тонн, автобусы, внесённые в особый перечень Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
- легковое такси;
- велосипедисты.
Автомобили, автобусы каршеринга, мотоциклетный автотранспорт (мопеды, скутеры, мотоциклы), а также автобусы для перевозки несовершеннолетних детей, которые не являются школьными, не имеют права осуществлять движение по выделенным «А»-полосам. Исключениями являются разрешённые манёвры такие, как высадка/посадка пассажиров, поворот направо и выезд на полосу с второстепенной дороги или прилегающей территории.
Особенности движения транспорта по выделенной полосе
Специальные автобусные полосы выделяются, как правило, на тех дорогах, которые имеют свойство быть переполненными автотранспортом. Для беспрепятственного движения автобусов и троллейбусов выделенные полосы ограждаются от других участников дорожного движения. Однако полностью изолировать автобусные полосы невозможно. Существует объективная необходимость заезда другого автотранспорта, кроме общественного, на выделенные полосы. Это связано с совершением манёвров, таких как: поворот направо, выезд с прилегающей территории или с второстепенной дороги и посадка/высадка пассажиров. Кроме того, существует ряд законных возможностей выезжать на автобусную полосу, которые обусловлены дополнительными дорожными табличками. Читайте подробнее.
Когда можно воспользоваться выделенной полосой?
Для того чтобы не получить штраф за езду по автобусной полосе, нужно чётко знать все действующие положения ПДД. Существенными факторами для использования «А»-полосы всегда были, есть и будут фундаментальные правила безопасности:
- наличие прерывистой линии дорожной разметки;
- отсутствие помех для работы общественного автомобильного транспорта;
- обозначение манёвра с помощью поворотников.
При этом осуществлять постоянную езду по автомобильной полосе категорически нельзя. Речь идёт о совершении необходимых манёвров и в некоторых других случаях, а именно:
- маневр «поворот направо». Перед началом манёвра нужно убедиться в безопасности такого движения, обозначить свои действия включением поворотника и перестроиться в правый ряд. При этом осуществить перестроение можно только через участки, которые обозначены пунктирной линией разметки. Выезд на «А»-полосу через сплошную линию является нарушением ПДД;
- заезд на выделенную полосу с дополнительной (неглавной) дороги или прилегающего к дороге участка. Также манёвр должен осуществляться через прерывистые участки дорожной разметки и с использованием поворотника;
- высадка/посадка пассажиров. Данный манёвр возможно применить у края проезжей части, без создания помех для регулярного маршрутного транспорта;
- в случае крайней необходимости, уходя от столкновения или наезда;
- при отсутствии дорожной разметки и дорожных знаков, оповещающих о наличии выделенной полосы. Также выезд возможен в случае, если одновременно отсутствует знак, а разметка занесена снегом, песком, землёй;
- при наличии специальных информационных табличек, которые обозначают особые условия использования автобусной полосы.
Выделенная полоса в выходные и праздничные дни
Многие водители получают штраф за езду по выделенной полосе, потому что не знают и не умеют правильно трактовать правила дорожного движения. Особенно много вопросов вызывают у водителей дополнительные информационные таблички, которые размещаются совместно со знаком о выделенной полосе.
В большинстве случаев знак 5.4., который обозначает полосу для общественного транспорта, размещают совместно со следующими табличками:
- так называемые «праздничные дни», табличка 8.5.1. Её применение означает, что полоса предназначена для маршрутного транспорта в выходные и праздничные дни:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения»
- так называемые «рабочие дни», табличка 8.5.2. Она обозначает, что полоса для автобусов и другого общественного автотранспорта работает в будние или рабочие дни. Также она информирует водителей о том, что в выходные и праздничные дни выделенная полоса доступна для всех автомобилей. Зачастую водители путают значение этой таблички, придавая ей обратный смысл:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения»
- так называемые «дни недели», табличка 8.5.3. Она говорит о том, что автобусная полоса предназначена для общественного транспорта именно в указанные дни недели, например, с понедельника по среду включительно:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения»
- так называемые «часы работы», табличка 8.5.4. Она оповещает водителей о том, что выделенная полоса закрыта для общего пользования в часы, указанные на ней, а не наоборот. Таблички могут изображать разное время:
Источник:Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения»
- совместное использование табличек. Водители должны знать, что на информационных табличках всегда указывается условия запрета для общего использования полосы. Значит, в это время на полосе могут находиться только машины общественного транспорта:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О Правилах дорожного движения» Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»
Совершение манёвра
Нередко штраф за автобусную полосу прилетает не один, а совместно с административным штрафом за пересечение сплошной линии разметки. Все разрешённые манёвры при заезде или выезде с выделенной полосы должны быть проведены только в участках с нанесением прерывистой (пунктирной) линии. Также в обязательном порядке нужно не забывать об обозначении своих действий с помощью поворотников и о соблюдении правил безопасности. Нужно помнить, что автобусы и другие маршрутные средства имеют право преимущества: их нужно пропускать.
Ответственность за движение по выделенной полосе
Нарушение действующих норм безопасного движения приводит к вынужденным мерам административной ответственности. Согласно КоАП (кодексу об административных правонарушениях), любителей езды наказывают денежными штрафами, а в некоторых случаях и лишением водительского удостоверения сроком до 1 года. Хорошей новостью для правонарушителей по статье «Непредоставление права преимущественного движения на выделенных полосах» является то, что штраф можно обжаловать и (или) заплатить всего половину на законных основаниях.
Размер штрафа
Такое правонарушение, как езда по выделенной полосе, на юридическом языке трактуется как непредоставление преимущества в движении. При этом в статье 12.17 говорится не только о движении маршрутного автотранспорта, но и о движении автотранспорта с включёнными световыми и звуковыми сигналами.
В том случае, если водитель заехал на «А»-полосу или не предоставил преимущественное право проезда, его ожидает штраф 500 рублей.
Если водитель осуществляет езду по спецполосе и (или) осуществил остановку в зоне действия знака 5.4, то ему выпишут штраф во всех городах России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в размере 1 500 рублей. В столице нашей страны и северной столице размер денежного взыскания увеличен в 2 раза и составляет 3 000 рублей.
Если водитель не уступил дорогу на выделенной полосе автотранспорту с нанесёнными цветографическими схемами и включенными световыми и звуковыми спецприборами (карете скорой помощи, пожарной машине, автотранспорту МВД и других силовых структур), то его ожидает самое суровое наказание в рамках данной статьи:
- штраф от 3 000 до 5 000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 3-х до 12 месяцев.
Оплата со скидкой
Всеми любимая скидка водителей – это законная скидка на автомобильные штрафы. Она действует не на все виды штрафов. В отношении статьи 12.17 КоАП есть возможность оплатить свои «автогрехи» в размере 50 %. При этом существенное значение имеет временной промежуток в течение которого это правило работает. С момента вынесения постановления о правонарушении и до истечения 20-ти дней водители могут воспользоваться скидкой.
Выделенная полоса и такси
Спорным вопрос о езде по выделенной полосе является у таксистов. При этом большинство такси в нашей стране работают нелегально. Благодаря простому подключению к популярным агрегаторам, практически каждый водитель может стать таксистом. Кто-то работает в такси на постоянной основе, кто-то подрабатывает, но далеко не все машины такого таксопарка подходят для езды по выделенной полосе.
Легальная машина такси имеет три опознавательных элементов:
- наличие таксометра;
- специальный фонарь оранжевого цвета, расположенный на крыше автомобиля;
- так называемый шашечный пояс или рисунок из черно-белых шашечек такси, расположенный по бортам автомобиля.
Кроме того, таксист должен работать на основании лицензии и проходить регулярный медицинский осмотр. Согласитесь, что в преобладающем большинстве таксисты работают на других условиях. Даже брендированные машины «Яндекс» и «Убер» не соответствуют требованию закона. Немного более ясная картина наблюдается в столице. Там по инициативе мэра города настоящим таксистам выдаются специальные ярко-желтые номера. Их наличие разрешает подобным автомобилям выезжать и передвигаться по выделенным полосам в пределах города Москвы. На дороги Подмосковья и Московской области данное положение не распространяется.
Заключение
Полосы, предназначенные для регулярного общественного транспорта, несут в себе большое социальное значение. Они создаются с целью борьбы с автомобильными пробками. Особенно актуально эта проблема стоит в крупных городах федерального значения и городах-миллионниках. Поэтому именно дороги крупных российских городов оборудуются «А»-полосами. Выезд и проезд по полосам строго регулируется законом, а нарушение действующих норм дорожной безопасности ведёт к административным штрафам.