ОДПУ в многоквартирном доме — правила и условия монтажа

ОДПУ в многоквартирном доме — правила и условия монтажа

Установка общедомовых приборов учета в современных домах – это не блажь, но настоящая необходимость. Соответствующий закон по данному вопросу применяется на протяжении 6 лет. Несмотря на это, оснащение квартир подобными устройствами осуществляется достаточно медленно. Чтобы ускорить процесс, с 2015 года действует правило по повышению коэффициентов для собственников, которые еще не установили приборы. Если вы относитесь к данной категории граждан, стоит изучить вопрос, что такое ОДПУ в многоквартирном доме, как осуществляется установка приборов и какими законами регламентируется.

Что это такое?

Общедомовые приборы учета, или ОДПУ, – это специальные счетчики, посредством которых можно высчитать траты необходимых для комфортного существования ресурсов – газа, горячей воды и холодной, тепловой энергии и света.

В некоторых случаях прибор наряду со своим основным назначением играет еще дополнительно распределительную роль. Устройство монтируют в многоквартирных сооружениях и настраивают на ежемесячный учет потребляемых ресурсов всеми собственниками. Метод общего подсчета стояка или подъезда с недавних пор не актуален.

Основным назначением счетчика является подсчет затраченных ресурсов за временной отрезок, как правило, за месяц. Оплата за подобные услуги осуществляется по общему количеству метража отдельного жилого помещения.

Специалисты советуют производить установку двух видов счетчиков. В паре они показывают правильное количество потребленного ресурса, способны выявить возможные погрешности и утечки и поддерживать должный уровень температурного режима и давления.

Основные виды ОДПУ

Современные приборы предназначены для следующих видов предоставляемых ресурсов:

  • Тепловая энергия – счетчики могут быть вихревыми, тахометрическими, электромагнитными и ультразвуковыми. Прибор позволяет сэкономить деньги на коммунальных платежах, что особенно важно в условиях постоянно растущих цен. В некоторых случаях устанавливается коллективный счетчик, но исключительно по решению общего собрания собственников.
  • Электричество. Подобные устройства могут быть многотарифными и индивидуальными. Первые позволяют сэкономить на потребляемой энергии. Общий принцип подсчета зависит от времени суток. В часы с 7 до 10 утром и с 17 до 21 вечером пользователь платит по максимуму, в остальные часы по сниженным расценкам.
  • Горячая и холодная вода. Здесь принимается во внимание количество потребленного объема в расчете на количество людей, по факту проживающих в квартире, а не прописанных.

Довольно часто устройства такого плана используются отдельно для холодной и горячей воды, а также для учета электроэнергии и тепла. Монтаж двух последних осуществляется в специальных технического назначения помещениях, которые недоступны для обычных жителей. Это могут быть разные подвалы и иные подсобные комнаты. Счетчики на воду монтируются непосредственно в квартире, на соответствующих трубах.

Обязательность монтажа

Монтаж общедомовых приборов в настоящее время является обязательным. В 2009 году вышел закон № 261-ФЗ, который обязал собственников многоквартирных строений ставить данные устройства с целью сбережения ресурсов.

После установки данных приборов специалисты соизмеряют показания личных и общедомовых систем учета. Это необходимо для определения разницы между показателями и мониторингом потраченных предоставляемых ресурсов.

Данное правило распространяется на все виды приборов, предназначенных для контроля за тратой воды, тепла и света. Несмотря на то, что в этом же законе обозначена окончательная дата монтажа – 30 июня 2012, до сих пор не во всех квартирах они появились.

Чтобы побудить собственников как можно быстрее произвести установку счетчиков, было принято официальное правило, связанное с установкой общедомового прибора. На его основании отсутствие индивидуального счетчика приведет к тому, что собственник будет оплачивать услуги по повышенным тарифам. Переплаченные средства, согласно этому правилу, будут направлены на последующий монтаж приборов.

Расчет тарифов по услугам в общественных местах

К местам общественного пользования относятся следующие объекты:

  1. Подвальное помещение.
  2. Подъезд.
  3. Пролеты и лестничные площадки.
  4. Всевозможные кладовые.

Если речь идет о коммунальных квартирах, которые еще встречаются, то к данному перечню добавляются такие территории, как ванная, кухня и коридор. Говоря иными словами, это совершенно любое место, куда получают доступ все проживающие рядом собственники.

Подобные объекты, как известно, освещаются, отапливаются, а оплата распределяется на всех собственников. Расчеты по подобным «общественным» услугам осуществляются по специальной формуле с такими показателями, как:

  1. С (общ) – плата за предоставленную услугу в общественных местах.
  2. П – параметры общедомовых приборов.
  3. Т – актуальный для определенной области тариф на услуги.
  4. С (инд) – плата каждого жильца по индивидуальным счетчикам.

Формула вычисления выглядит так – объем предоставляемого ресурса делится на объем потребленного, зафиксированного в установленных счетчиках.

Высчитанный в процессе расчетов результат в киловаттах или в кубических метрах переводится в денежную сумму, которая должна быть оплачена всеми проживающими. Именно ее делят на всех владельцев жилых помещений.

Разница в тарифах

Стоит изучить разницу в тарифах, отличающихся наличием и отсутствием ОДПУ. К собственникам, которые не установили приборы, будут применяться повышенный коэффициент по оплате. На данный момент он составляет 1,5. Говоря иными словами, стандартный норматив потребленного ресурса будет автоматически увеличен примерно на 60%.

Повышающие коэффициенты не будут использоваться в зданиях, где произвести установку приборов невозможно по какой-либо причине. Для освобождения от повышенного коэффициента данный фактор потребуется подтвердить специальными актами обследования. Если подобных документов предоставлено не было, расчет идет по повышенному тарифу.

Начисление платежей по стандартному тарифу осуществляется по следующему алгоритму. К сумме, начисленной по показаниям личного квартирного счетчика, плюсуется часть от суммы, которая была рассчитана по общему прибору. Речь идет о сумме, направленной на общие домовые нужды.

Порядок замены и проверки счетчиков

Общественные приборы смело можно отнести к стандартной общественной собственности, принадлежащей всем жильцам. Именно по этой причине ответственность за все манипуляции возлагается на весь коллектив.
Проверка подобных устройств осуществляется не собственниками, но сотрудниками управляющей компании, которые имеют специальную квалификацию.

Стандартное обслуживание счетчиков заключается в выполнении следующих операций:

  • Тщательный осмотр ОДПУ.
  • Ремонтные процессы при обнаружении повреждений, износа или поломки всего устройства или его деталей.
  • Проверка и сверка показываемых цифр с реальными.

По результатам проверки составляется специальный акт. Он подписывается двумя сторонами, где одной является сотрудник управляющей компании, который выступает от лица собственников, иной стороной выступает человек, осуществивший проверку.

В акте обязательно отражаются основания для отклонения от предварительно заданных показателей, а также методы их устранения. Прописывается, на кого возлагаются обязанности по исправлению найденных нарушений.

Если установленные приборы оборудованы специальной автоматической системой, платить за это обязана фирма, которая занимается поставкой услуг. Приборы такого плана обычного устанавливаются поставщиками за собственные деньги. Жильцы не должны мешать этому процессу.

Подводя итоги

На основании сказанного выше, можно сделать вывод, что установка ОДПУ является обязательной процедурой. Не стоит пренебрегать ей, так как она и самим потребителям ресурсам, то есть собственникам жилья, обеспечивает значительную экономию в процессе оплаты положенных коммунальных услуг.

Правила установки общедомовых счетчиков тепла в многоквартирном доме

Процесс учета потребления коммунальных ресурсов должен соответствовать законодательству. Для этих целей устанавливаются общедомовые счетчики тепла в многоквартирном доме , которые обеспечивают надежный контроль и фиксацию показаний. Монтаж ОДПУ — обязательная процедура, выполняемая с соблюдением действующих правил. Существуют причины, которые позволяют избежать размещения общего расходомера.

Закон о счетчиках на отопление в многоквартирном доме

В ноябре 2009 года вышел закон ФЗ № 261, на основании которого регламентируется учет потребленных ресурсов. В соответствии со ст. 13 нормативного акта все строения, включая многоэтажные жилые дома, которые подключены к сетям центрального снабжения энергетическими ресурсами, должны оборудоваться общедомовыми приборами учета горячей воды и тепла в зависимости от типа системы.

На основании ФЗ № 261 и № 190 показания, полученные от ОДПУ, смонтированного по всем правилам и введенного в эксплуатацию, являются основой для расчета ежемесячного платежа. Дополнительно было разработано и принято Постановление Правительства № 354 (с некоторыми поправками), которое внесло точность в процесс установки, технического обслуживания и поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии. Регламентировался в документе и порядок расчета.

На основании действующих законодательных и нормативных актов было закреплено следующее:

  1. Теплосчетчик должен обязательно присутствовать в многоквартирном доме, за исключением случаев, которые делают установку невозможной и прописаны отдельным перечнем.
  2. Общедомовой прибор монтируется в соответствии с техническими правилами и с учетом типа сетей. Для этого в обязательном порядке выполняется согласование с теплоснабжающей организацией и разработка проекта.
  3. Наличие счетчика при получении советующего разрешения от исполнителя коммунальных услуг дает право на установку в каждой квартире ИПУ тепловой энергии. В иной ситуации расчет происходит в зависимости от индивидуальной жилой площади помещения и ОДН.

Наличие вертикальной разводки отопления считается главным «камнем преткновения» при получении разрешения на установку ИПУ в каждой квартире

ОДПУ — достаточно выгодное решение, но при условии, что устранены все внутридомовые потери тепла, проведен ремонт общих помещений и, главное, минимизирована утрата тепловой энергии из-за недостаточной изоляции фасадов или иных частей, которые взаимодействуют с системой подачи ресурса.

При соблюдении нюансов, согласно отзывам потребителей, экономия может быть существенной, особенно при дополнительном наличии ИПУ.

Установка общедомовых приборов учета тепла

Процесс монтажа устройств в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Кто должен устанавливать и оплачивать

Счетчики тепловой энергии — важный инструмент, позволяющий получать реальные показания расхода коммунального ресурса. Для большего эффекта в многоэтажных домах с множеством собственников принято устанавливать комплекс соответствующего оборудования — узел учета тепловой энергии. Совокупность приборов обеспечивает не только контроль за количеством потребленного тепла, но и позволяет отслеживать соответствие носителя нормативу.

Для владельцев квартир достаточно важна проблема, связанная с оплатой за общедомовой счетчик и монтаж устройства. Согласно законодательству, действует следующий порядок:

  • На основании Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, установка приборов учета тепла происходит исключительно за счет собственников жилых и коммерческих помещений многоэтажного дома. Схожая норма прописана и ПП РФ № 354, где указывается, что все расходы по обеспечению объекта счетчиками несут владельцы.
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (в ред. за 2018 год) регламентирует, что если собственники самостоятельно не приняли решение о размещении ОДПУ в доме, общий счетчик будет устанавливаться принудительно. В такой ситуации каждый владелец должен внести часть назначенной суммы в установленный срок. Исключения действуют, если для монтажа были предусмотрены денежные средства, которые формировались в качестве целевых взносов или иного вида накоплений.
  • На основании исполнения № 261-ФЗ жители могут воспользоваться возможностью установки теплосчетчиков на систему отопления, которая предполагает получение рассрочки на срок до 5 лет. В такой ситуации счетчик и монтаж будут в итоге стоить дороже, ведь дополнительно начисляется годовой процент, который рассчитывается исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Установку расходомеров выполняют только специализированные организации: коммерческие структуры с соответствующим допуском или теплоснабжающие компании, которые чаще всего предоставляют весь комплекс платных и бесплатных услуг (размещение, наладка, тестирование, ввод в эксплуатацию и опломбировка). При обращении в частные фирмы исполнитель коммунальных услуг должен быть информирован о проведении работ, выдав соответствующее разрешение.

На заметку! Смонтированный счетчик сдается в эксплуатацию поставщику ресурса, а до обслуживания допускаются только организации или лица с соответствующей квалификацией.

Можно ли отказаться

Собственники квартир не могут самостоятельно принимать решение, что дом, подключенный к централизованной системе отопления, не будет оборудоваться общим прибором учета. Но существуют причины, в связи с которыми тепловые счетчики на отопление нельзя поставить даже принудительно:

  1. Работы не могут быть выполнены без изменения конструкции объекта или систем, расположенных внутри.
  2. Дом признан ветхим или аварийным, подлежит расселению.
  3. Невозможно обеспечить соблюдение норм, которые предъявляются к участку монтажа и внешним факторам: организовать свободный доступ к месту установки счетчика, исключить воздействие влажности, температуры или электромагнитных помех.
Читайте также:  Преимущества службы по контракту в армии в России в 2020 году

Общедомовые системы учета тепловой энергии должны размещаться в специально оборудованных, а главное — сухих помещениях, в противном случае монтаж счетчиков запрещен

Основные факторы зафиксированы в Приказе № 627 от 29.12.2011, который утвержден Министерством регионального развития РФ. УК или ТСЖ совместно с теплоснабжающей организацией должны составить и подтвердить невозможность размещения прибора соответствующим актом.

Заключение

Установка общедомовых счетчиков тепла по большей части затрагивает старый жилой фонд, ведь новые многоэтажные объекты оснащаются индивидуальным отоплением. Ввиду обязательности монтажа ОДПУ нужно выполнять работы согласно существующим правилам.

Все действия должны быть согласованы со снабжающей организацией. Обязательно составление проекта и допуск до монтажа специализированной компании.

Установка и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Установка и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Порядок установки и принятия в эксплуатацию общедомовых приборов учета (далее по тексту – ОДПУ) до сих пор остается актуальной темой для управляющих компаний и ТСЖ.

В данной статье мы разберем основные вопросы, связанные с ОДПУ.

1) Является ли ОДПУ общим имуществом многоквартирного дома (далее по тексту – МКД)?

Да, является. Согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 491 (далее – Правила содержания), ОДПУ входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения – п. 5, отопления – п. 6, электроснабжения – п. 7). Кроме этого, место установки ОДПУ является границей эксплуатационной ответственности сторон по договору ресурсоснабжения, заключаемого между УК (ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией (РСО).

2) Кто ответственен за содержание и ремонт ОДПУ?

Ответственность за надлежащее содержание и ремонт ОДПУ лежит на УК (ТСЖ).

Надлежащая эксплуатация ОДПУ (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.) производится УК (ТСЖ) в составе работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества МКД (пп. «к» п. 11 Правил содержания).

Обслуживание и ремонт автоматизированных систем снятия показаний с ОДПУ должно осуществляться за счет средств РСО.

Согласно пп. «ж» п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией, или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом, договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 124 УК (ТСЖ) обязаны не препятствовать представителям РСО в установке систем автоматизированного снятия показании ОДПУ. Понесенные в связи с установкой таких систем расходы, а также расходы, связанные с передачей показаний РСО, не вправе требовать от исполнителя услуг (УК, ТСЖ) за исключением случаев, когда общее собрание собственников приняло решение о включении таких расходов в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

3) Кто должен установить ОДПУ?

Лица, на которых возложена обязанность установки ОДПУ, и сроки установки установлены Федеральным законом от 01.01.2001 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об энергосбережении).

Согласно данному Федеральному закону обязанность установки ОДПУ изначально была возложена на собственников помещений в МКД. Так, согласно п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении в срок до 01 июля 2012 года собственники помещений в МКД обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Установка ОДПУ является увеличением структуры общего имущества МКД и относится к работам по капитальному ремонту (пп. «б» ст. 3 Федерального закона от 01.01.2001 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»).

Принятие решение о проведении капитального ремонта общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ), причем проголосовать за установку ОДПУ должно не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (пп. 1 п. 46 ЖК РФ).

Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с п. 12 Закона об энергосбережении установить ОДПУ должны были ресурсоснабжающие организации. Собственники помещений впоследствии должны были оплатить стоимость ОДПУ и затраты на его установку ресурсоснабжающей организации или единовременным платежом или равными долями в течение пяти лет с даты установки.

С 14.08.2013 вступили в силу Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения» и Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения». В типовых договорах, которые утверждены вышеуказанными нормативно-правовыми актами, прямо указано, что абонент (УК, ТСЖ) обязан «устанавливать приборы учета на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном настоящим договором».

Кроме этого, арбитражная практика в настоящее время складывается зачастую не в пользу управляющих компаний.

Так, Арбитражный суд Красноярского края, рассматривая спор между управляющей компанией и ГЖИ (Дело /2013) об оспаривании предписания контролирующего органа об обязанности УК установить общедомовые приборы учета, поддержал позицию ГЖИ и оставил предписание в силе.

Как указал суд, сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ /10 по делу, «все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме».

По мнению суда и ГЖИ, управляющая компания обязана устанавливать общедомовые приборы учета вне зависимости от решения собственников помещений в МКД, так как это, согласно Закону об энергосбережении, «Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,

за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий».

Решение суда да и позиция ГЖИ, конечно, далеки от здравого смысла, но однако очередной «перенос» ответственности по установке ОДПУ с РСО на УК налицо.

4) Как поступать УК (ТСЖ) в ситуации, если ресурсоснабжающая организация ОДПУ в установленный срок не установила?

По истечении срока (01 июля 2013 года), установленного п. 12 Закона об энергосбережении, обязанность РСО установить ОДПУ в МКД не прекращается.

Порядок заключения договоров на установку приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Приказ № 000).

Согласно п. 5 Приказа № 000, заказчик – юридическое лицо или ИП – направляет в адрес РСО письменную заявку (оферту) с приложением указанных в п. 6 Приказа № 000 документов:

1) копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета;

3) копия свидетельства о государственной регистрации;

4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

Ссылка РСО на то, что заказчиком может выступать лишь собственник (собственники) помещений в МКД, противоречит п. 3 Приказа №1 49, согласно которому в качестве заказчика по договору на установку ОДПУ может выступать «лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

В течение 10 дней с момента получения документов

РСО производит осмотр объекта на предмет проверки наличия технической возможности установки ОДПУ (п. 10 Приказа № 000) и при наличии технической возможности не позднее 15 дней с даты осмотра РСО направляет заказчику (УК, ТСЖ) проект договора (п. 11 Приказа № 000).

Заказчик после получения от РСО проекта договора подписывает его и не позднее 15 рабочих дней со дня получения проекта направляет подписанный экземпляр РСО.

Указанный выше договор является публичным (п. 3 Правил № 000).

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться.

В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами (в рассматриваемой ситуации обязанность установки ОДПУ, а следовательно, и заключения договора установлена п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении) заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Поэтому УКК (ТСЖ) могут выполнить вышеуказанные действия и потом обжаловать бездействие РСО, выразившееся в неустановке ОДПУ в арбитражном суде.

Арбитражная практика складывается в пользу УК (ТСЖ):

Постановление ФАС Уральского округа от 01.01.01 г. /12 по делу

Обращаем Ваше внимание на то, что нарушение ресурсоснабжающими организациями требований Закона об энергосбережении является основанием для привлечения их к административной ответственности по КоАП РФ.

Так, согласно п. 12 ст. 9.16 КоАП, необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических

Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ «односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными».

Иными словами, РСО, установив в МКД общедомовой прибор учета, должен направить в адрес УК (ТСЖ) подписанный со своей стороны акт приемки-сдачи работ, а УК (ТСЖ) обязаны данный акт подписать или направить в ответ мотивированный отказ.

Срок ввода ОДПУ в эксплуатацию установлен п. 3 ст. 13 Закона об энергосбережении «приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию».

Таким образом, УК (ТСЖ) и РСО фактически одновременно с датой подписания акта акт приемки-сдачи работ должны ввести ОДПУ в эксплуатацию, оформив это соответствующим актом.

Порядок ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию законодательно закреплен в:

1) по ГВС и тепловой энергии в п. 7 ст. 19 Федерального закона -ФЗ «О теплоснабжении», пункты 61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждены постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000

2) По ХВС п. 2 ст. 20 Федеральный закон -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 34-46 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 000

3) По электроснабжению в п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ

Установка ОДПУ в многоквартирном доме при непосредственном способе управления

Непосредственный способ управления (НСУ) – это один из трех способов управления многоквартирным домом (МКД), которые предусмотрены ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

Собственники помещений МКД могут принять решение на общем собрании о переходе на непосредственный способ управления при условии, что количество квартир в доме не более 30.

Процедурыутверждения условий и заключения договора управления при управлении управляющей организацией и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имуществав таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности при непосредственном управлении похожи. Собственники помещений в таком доме заключают указанныедоговоры на основании решения общего собрания собственников помещений МКД.

Мы уже перестали удивляться тому, что в плане осуществления обязанностей обслуживающей организации и возложения на нее ответственности за ненадлежащее их осуществление, суды и органы государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) давно приравняли их к управляющим организациям МКД, которые осуществляют управление домом на основании лицензии и заключенного договора управления МКД.

Читайте также:  Поцарапали машину во дворе: что делать, куда обращаться

И суды не считают обязательным применять при принятии решений доводы изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса об административных правонарушениях» (далее по тексту – Пленум ВАС РФ № 11), в пункте 3 которого указано следующее:

«Вместе с тем судам необходимо учитывать, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей».

Немного радует, что административные штрафы при этом не такие драконовские, как за нарушение лицензионных требований. И по ст. 7.22 КоАП РФ они на порядок меньше, чем по ст. 14.1.3. КоАП РФ, да и исключить все дома и лицензии за нарушения органы ГЖН не смогут. Хотя с нашими законодателями, надзорными органамии судами то ли еще будет…

Вот и в вопросе установки общедомовых приборов учета (ОДПУ), некоторые суды очень легко и без малейшего сомнения решили, что при непосредственном способе управления, ответственность за установку ОДПУ в многоквартирном доме также можно возложить у обслуживающую организацию. Ну это примерно тоже самое, если на ателье, в котором мы сшили костюм, какой-нибудь контролирующий орган решит возложить обязанности этот костюм в дальнейшем чистить.

Разницу в способах управления и опосредующих ее договорах, установленную и в нормах закона, и в выводах Высшего суда при этом видеть совсем необязательно. Проще же вновь ответственным сделать самое сильное и богатое звено в ЖКХ – управляющую организацию (обслуживающую организацию при НСУ).

Но ЖКХ – это же отличная (от других) отрасль, в которой здравый смысл и справедливое толкование законов – не про нее совсем. И еще неизвестно, какие в будущем придут в голову представителей органов ГЖН и судов, мысли в извращенном толковании норм законов в погоне за главной целью: наполнением бюджета торжеством законности и защитой интересов собственников. Правильно: их интересы важнее – они же электорат, который нельзя обижать и вызывать его недовольство! они же слабая сторона договора.

Обязанность установки ОДПУ изначально возлагалась на собственников помещений в МКД. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в срок до 01.07.2012г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ обязанность по установке ОДПУ возлагается на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Согласно п. 10 ст. 13 Закона № 261 лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Во исполнение Закона № 261 принят Приказ Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Приказ 149).

Приказ 149 устанавливает особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из анализа Приказа 149 лицом, которое может заключить такой договор не обязательно должна быть управляющая организация, а может быть любой собственник, уполномоченный на это решением общего собрания собственников МКД.

Но некоторые суды считают, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов – это также и обслуживающие организации приНСУ.

Судебная практика в большинстве случаев исходит из того, что при непосредственном управлении такие расходы возмещаются собственниками напрямую ресурсоснабжающим организациям, принудительно установившим ОДПУ в доме. Однако при выборе впоследствии управляющей организации суды могут возложить возмещение таких расходов на управляющие организации.

Постановление 12 ААС от 30 июля 2018 г. по делу № А12-2657/2018:

«…Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет сделать вывод о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.

Указанная правовая позиция сформулирована в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, и подтверждается сложившейся судебной практикой (в частности, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2018 по делу № А12-17023/2017, принятому по аналогичному спору с теми же сторонами).

По указанным основаниям, истец не вправе требовать возложения обязанности по оплате расходов энергоснабжающей организации на оснащение общедомовыми приборами учета напрямую на собственника помещений в многоквартирном доме, минуя управляющую компанию.

Доводы апеллянта о том, что на момент установки прибора учета тепловой энергии собственники помещений в многоквартирном жилом доме избрали способ управления – непосредственное управление собственниками, был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен.

В рассматриваемом случае, на момент предъявления истцом иска в арбитражный суд в многоквартирном жилом доме способ управления изменен и избрана управляющая организация (ООО УК «ЖЭУ»- с 01.05.2015), которая в силу вышеуказанных положений законодательства наделена силу своего статуса соответствующими полномочиями по сбору денежных средств с собственников помещений и имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество».

Хотя по отношению к собственникам помещений МКД – юридическим лицам суды выражают иногда иную точку зрения. Так, в частности, в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2018 г. по делу № А67-376/2018 суд указал:

«…Довод департамента финансов о том, что надлежащим ответчиком по делу является общество «УК «Маякъ», судом округа отклоняется.

Обязательство по установке ОДПУ у муниципального образования как собственника жилых помещений в МКД возникло на основании Закона № 261-ФЗ непосредственно после установки прибора учета. Поскольку на тот момент способом управления МКД являлось непосредственное управление собственниками помещений в МКД, то обязательство города Томска возникло именно перед истцом как РСО, исполнившей обязанность по оборудования ОДПУ, возложенную на собственников помещений в МКД частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.

Тот факт, что впоследствии в этих правоотношениях появился посредник в виде управляющей организации, не прекращает обязанность собственника помещений в МКД по компенсации понесенных расходов РСО, при том, что пятилетняя рассрочка оплаты, предоставленная гражданам – собственникам помещений в МКД частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, на муниципальное образование не распространяется.

Судом округа отклоняется аргумент ответчика, ссылающегося на судебную практику, поскольку обстоятельства настоящего дела не тождественны тем обстоятельствам, исходя из которых Верховным Судом Российской Федерации выработана указываемая ответчиком правовая позиция.

Действительно, как указано в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 № 310-ЭС15-912, от 02.07.2015 № 303-ЭС15-2333, от 26.10.2015 № 310-ЭС15-7676, управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками помещений в МКД для решения всех общих вопросов управления домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов РСО на установку ОДПУ.

Вместе с тем, данная позиция выработана, во-первых, применительно к ситуации, когда способом управления МКД с момента установки ОДПУ вплоть до рассмотрения дела судом является управление управляющей организацией, во-вторых, в отношении объема обязательств управляющей организации, по общему правилу не превышающего совокупный объем обязательств собственников помещений в МКД, которыми преимущественно являются граждане, имеющие право на пятилетнюю рассрочку исполнения обязательства по оплате расходов на установку ОДПУ.

По обстоятельствам же настоящего дела возникновение в правоотношении по оплате ресурсов и иных затрат РСО на содержание и приращение общего имущества МКД управляющей организации после установки ОДПУ не могло повлечь замену должника в возникшем к этому времени обязательстве ответчика как собственника помещений в МКД перед РСО, с учетом того, что права на рассрочку исполнения ответчик не имеет».

В большинстве случаев при непосредственном управлении МКД суды возлагают ответственность за установку ОДПУ на собственников помещений, а также осуществляют взыскание в пользу РСО расходов по принудительной установке приборов учета.

Подтверждением этому служат следующие судебные решения: Постановление АС Волго-вятского округа от 9 июля 2018 г. по делу № А38-8279/2017, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 25 июля 2018 г. по делу № 2-71/18-33-1767/18, Постановление 12 АСС от 15 июня 2018 г. по делу № А12-39816/2017.

Однако имеется (как же без этого – то в нашей российской действительности!) и противоположная практика.

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2018 г. по делу № А19-15916/2016:

«…Доводы кассационной жалобы о: предъявлении иска к ненадлежащему лицу, не учете протоколов общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома и довода о том, что при избрании собственниками непосредственного способа управления обязанность по оплате расходов на установку общедомового прибора учета относится на собственников помещений и истец вправе взыскать эти расходы напрямую с них, были рассмотрены арбитражными судами и обоснованно отклонены со ссылкой на положения приведенных выше норм права, оценку имеющихся в деле доказательств и установленные по данному делу обстоятельства с изложением мотивов их непринятия в обжалуемых судебных актах».

Таким образом, при непосредственном способе управления все финансовые обязательства по оплате установки ОДПУ несут непосредственно собственники МКД (в силу норм ЖК!). В случае изменения способа управления на управляющую организацию в дальнейшем имеется риск возложения расходов по установке ОДПУ на управляющую организацию.

Но, если Ваша организация обслуживает дом по договору оказания услуг при непосредственном способе управления МКД, лучше все-таки изучить судебную практику вашего региона, апелляционной инстанции и суда округа, а вдруг вам не так повезло с «внутренним убеждением» судей. И у них «свое видение» толкования, казалось бы, всем понятных норм жилищного законодательства по данному вопросу.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги. Штат профессиональных юристов поможет вам справиться с любым вопросом. Вся необходимая информация тут.

Общедомовой счетчик тепла в многоквартирном доме: кто должен устанавливать?

Отопление является необходимым элементом комфортного проживания в доме. Но это и самая затратная статья расходов. Поможет ли снизить затраты установка общедомовых приборов учета тепла в многоквартирном доме, разберем в статье.

Правовое регулирование необходимости установки теплосчетчика

Об эффективном использовании и сбережении энергии говорится в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ. В нем же и упомянута необходимость оборудования МКД общедомовыми приборами учета расходования тепла (ч. 9 ст. 11). Первоначально собственникам помещений домов было предписано произвести установку и ввод в эксплуатацию таких счетчиков до 1 января 2012 года.

Далее сроки неоднократно отодвигались до момента вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017, в котором закреплена обязанность установки общедомовых приборов учета тепла в срок до 1 января 2019 года. Исключением являются только следующие дома:

  • признанные ветхими, аварийными и подлежащими сносу, что подтверждено соответствующими документами;
  • где технически невозможно установить счетчик на тепло.

Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета тепла?

Жилищным кодексом закреплен вопрос содержания общедомового имущества многоквартирного дома. Согласно ст. 36 ЖК РФ все оно принадлежит собственникам помещений в нем на правах общей долевой собственности. К составу имущества относятся также общедомовые инженерные коммуникации, на которые устанавливаются приборы учета тепла, расходуемого на отопление дома.

Читайте также:  Виды и признаки мошенничества на сайтах знакомств

Соответственно, все расходы, связанные с установкой и содержанием приборов ложатся на собственников квартир и иных помещений в МКД. Оснащение ОДПУ – это обязанность по закону, но процедура требует принятия решения об установке на общем собрании собственников квартир. Инициатором такого собрания может стать управляющая организация или сами жильцы.

Процедура установки теплового счетчика в многоквартирный дом

В новостройках приборы учета тепла уже устанавливаются в обязательном порядке. Иначе дом не будет сдан в эксплуатацию. Но для жилых многоквартирных строений, которые построены и заселены уже давно, требуется исполнить требования законодательства в части оснащения необходимым оборудованием.

В первую очередь перед установкой ОДПУ тепла нужно убедиться, что в доме имеется техническая возможность его монтажа на систему теплоснабжения. Затем процедура будет следующей:

  1. Решение об установке прибора должно быть принято на собрании собственников помещений. Оно собирается по инициативе самих хозяев квартир или управляющей компанией. На собрании рекомендуется обсудить вопросы:
  • способа установки – силами управляющей организации или с привлечением подрядной организации;
  • сроков монтажа и ввода в эксплуатацию;
  • размера взносов, связанных с установкой и вводом счетчика (если жильцы накапливают взносы на капитальный ремонт на счете, открытом на свой дом, то вправе принять решение об оплате расходов на установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ тепла за счет капремонта);
  • способа финансирования – единым платежом или в рассрочку.
  1. Собрание может быть проведено в очном и очно-заочном порядке. Решение считается принятым, если согласие получено от не менее 10 % общего количества голосов собственников помещений.
  2. Если инициаторами собрания выступили жильцы, они должны запротоколировать свое решение и направить письменное заявление в свою управляющую компанию с просьбой установить прибор учета тепла.
  3. Затем подготавливается проект на монтаж и смета проведения работ с учетом места установки и модели счетчика. Документ выдается проектной организацией и согласуется с теплоснабжающей компанией.
  4. После согласования приобретается прибор учета, указанный в смете, и монтируется в систему теплоснабжения многоквартирного дома. На корпусе прибора и в паспорте на него должен иметься значок о поверке, т.е. оборудование сертифицировано и выдает точные измерения.
  5. Прибор монтируется и вводится в эксплуатацию. Монтаж занимает один рабочий день. Затем приглашается инспектор из ресурсоснабжающей организации, который осматривает и пломбирует узел учета. Составляется акт о вводе в эксплуатацию и со следующего месяца начисление платы за тепло производится по показаниям ОДПУ тепла.

Техобслуживание прибора учета тепла

Поддержание счетчика в работоспособном состоянии достигается при его регулярном техническом обслуживании. Это комплекс профилактических мер, включающих в себя:

  • периодический внешний осмотр общедомового прибора учета тепла;
  • своевременное устранение факторов, которые могут повлиять на поломку и преждевременный износ прибора;
  • контроль за работой оборудования;
  • периодическое (не реже 1 раза в неделю) снятие показаний с прибора для последующего анализа данных.

Срок службы ОДПУ бывает разным от 10 до 14 лет. Его межповерочный интервал — 4 года.

Периодические проверки необходимы для того, чтобы своевременно выявить поломку прибора, а также возможность ее устранения или необходимость его полной замены. При выявлении неисправности и возможности ее ликвидации, прибор демонтируется, подвергается ремонту и устанавливается обратно.

Сколько стоит общедомовой счетчик учета тепла?

Расходы по установке ОДПУ тепла для собственников помещений в многоквартирном доме складывается из следующих статей:

  • стоимость самого прибора учета и сопутствующих материалов;
  • расходы на разработку проектной документации и документов, содержащих технические условия системы теплоснабжения, без которых установку произвести невозможно;
  • стоимость монтажных работ, включая пуско-наладочные мероприятия.

Цены на счетчики зависят от производителя и типа прибора:

  • ультразвуковой – самый дорогой счетчик в ценовом диапазоне от 15 до 50 тысяч рублей;
  • электромагнитный стоит 15-17 тыс.руб.;
  • вихревой в среднем обойдется в 15 тыс.руб.;
  • тахометрический самый недорогой вариант со сроком службы не более 4 лет, его цена от 6 до 10 тысяч рублей.

По итогу сумма всех мероприятий может составить от 150 до 300 тыс. руб., которую жильцы могут погасить единовременно, с рассрочкой или за счет средств, собираемых на капитальный ремонт.

Как не платить за установку общедомового счетчика?

Установка счетчика может обойтись жильцам бесплатно, если управляющая компания или ТСЖ, в управлении которого находится дом, заключит договор с энергосервисной компанией (ЭСК). Тогда прибор учета будет установлен за ее счет и передан собственникам МКД на время в лизинг.

На самом деле такой механизм включает в себя покрытие расходов энергосервисной компании на установку счетчика (с запланированной прибылью) постепенно с последующей передачей его в собственность жильцов. Процесс заключается в следующем:

  1. УК или ТСЖ заключают договор с ЭСК.
  2. ЭСК устанавливает общедомовой прибор учета тепла из своих средств.
  3. Жильцы дома производят оплату за тепло по счетчику и 80 % сложившейся экономии передают в счет погашения стоимости его установки;
  4. После полного возврата затрат ЭСК прибор учета передается жильцам в собственность.

Энесгосервисная компания вложила в оснащение дома прибором учета 284 тыс.руб. рублей плюс по условиям договора предполагаемая прибыль составит 86 тыс.руб. Соответственно, по истечение 6 месяцев будет произведен полный расчет и счетчик передан жильцам МКД.

Формула расчета потребления тепловой энергии по общедомовому счетчику

Ежемесячные платежи за потребленное тепло рассчитываются на основании показателей общедомового прибора учета. Снятие показаний производится управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией с 23 по 25 число каждого месяца.

Основой для расчета становится разница между показаниями за текущий месяц и предыдущий. Так обеспечивается точный учет потребленного теплоносителя. Плата за отопление начисляется потребителям (собственникам помещений в многоквартирном доме), исходя из площади занимаемого помещения с учетом тарифа за отопление, утвержденного региональными властями.

Формула расчета платы за тепло:

  • Vобщ – объем потребленной теплоэнергии за месяц в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепла;
  • Sобщ – общая площадь всех отапливаемых помещений в многоквартирном доме;
  • Sпом – площадь конкретного помещения (квартиры), по которому производится расчет платы;
  • Т – региональный тариф за теплоэнергию.

Отметим также, что жильцы МКД, подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета тепла, но их не установившие, считаются нарушителями закона. Они должны оплачивать тепло по тарифу с применением повышающего коэффициента 1,6 к действующему тарифу.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

8 (812) 565-33-84 (Санкт-Петербург)

Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ. Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.

Обязанность установить ОДПУ теплоэнергии

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности. Одно из таких требований – установка общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах.

Ситуация с ОДПУ тепловой энергии сложилась особая: до выхода Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ общедомовыми приборами учёта теплоэнергии можно было не оснащать дома, потребление теплоэнергии в которых составляло более 0,2 Гкал/час. Однако с 31 июля 2017 года обязанность устанавливать ОДПУ тепла закреплена за всеми МКД независимо от объёма потребления ресурса (ч. 8 ст. 13 № 261-ФЗ).

Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:

  • способе установки прибора учёта – силами РСО или подрядной организации;
  • сроках установки прибора учёта;
  • размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
  • способе финансирования – единым платежом или в рассрочку.

В какие сроки нужно установить счётчик тепла

Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 № 261-ФЗ до 1 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны довести до сведения УО информацию о необходимости установить приборы учёта тепла в домах, в которых ОДПУ тепловой энергии ещё не установлены. Несоблюдение этого требования грозит РСО штрафом от 100 000 до 150 000 рублей (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).

Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).

Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.

В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.

Когда прибор учёта можно не устанавливать

Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.

Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:

  • внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
  • невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
  • в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.

Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627. В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.

Что будет в случае неустановки ОДПУ тепла

Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.

В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.

Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.

Если УО планирует установить в доме ОДПУ и ей требуется согласие собственников на эти расходы, помочь ей может сервис «ОСС на 100%». Узнайте, как это сделать.

Ссылка на основную публикацию