Автотехническая экспертиза при ДТП

Кто виноват в аварии? Автотехническая экспертиза после ДТП

Не всегда при столкновении автомобилей можно определить его виновника только по рассказам участников и очевидцев. В аварии могут быть виновны не только ее непосредственные стороны, но и дорожные службы. В таких случаях следует обратиться к эксперту для автотехнической экспертизы: только он может восстановить полную картину дорожно-транспортного происшествия.

Что это такое, что она устанавливает и чем регулируется?

Автотехническая экспертиза при ДТП — это экспертное исследование автомобилей и других относящихся к аварии объектов, необходимое для выявления обстоятельств и причин ДТП, а также оценки его последствий. Она устанавливает ущерб, который был нанесен автомобилям в результате столкновения, а также виновность участников аварии.

Кроме того, на основе таких экспертиз собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Экспертиза выполняется по результатам осмотра транспортных средств и анализа повреждений. Исследование автомобиля также может потребоваться для выявления поломки, которая могла стать причиной столкновения. Некачественное выполнение ремонтных дорожных работ также может послужить причиной аварийной ситуации, поэтому важно как можно раньше установить данный факт.

Виды независимого исследования технического состояния машины

В автоэкспертизу, как понятие, входит большое количество разнообразных исследований. В зависимости от критериев подразделяют на различные виды экспертизы:

  • по составу участников экспертизы;
  • по очередности проведения;
  • в зависимости от объектов исследования;
  • в зависимости от ведомственной принадлежности организации.

По составу участников

По этому критерию экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные:

  1. Единоличные применяются для несложных случаев ДТП, когда исследование может провести один эксперт.
  2. В комиссионной экспертизе собираются мнения специалистов одной направленности для их сравнения.
  3. В комплексном исследовании привлекаются эксперты различных специальностей, иногда это могут быть медики и криминалисты (что такое криминалистическая экспертиза?).

По очередности проведения

Такое разделение используется для случаев, когда одной экспертизы бывает недостаточно.

  1. На первичном исследовании осматриваются объекты.
  2. На дополнительной экспертизе рассматриваются вопросы, не возникшие на первичном исследовании.
  3. На повторной перепроверяются данные первых двух экспертиз в случае сомнений в их достоверности, при этом участвовавшие ранее специалисты не задействуются. Как правило, является комиссионным исследованием.

В зависимости от объектов

Наиболее обширный критерий для классификации. В зависимости от объектов исследования выделяют экспертизы:

  • технического состояния транспортного средства;
  • механизма дорожно-транспортного происшествия;
  • технического состояния дороги;
  • транспортно-трасологическую (подробнее о том, что такое трасологическая экспертиза, узнайте тут);
  • автотовароведческую;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия.

Подробнее будут рассмотрены наиболее важные из них.

Определение исправности транспортного средства

Исследование технического состояния автомобиля необходимо для установления наличия или отсутствия неисправностей машины перед аварией. Может случиться, что именно данная поломка стала причиной дорожно-транспортного происшествия.

Во время такой экспертизы специалист осматривает транспортное средство, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. Он также определяет, могла ли обнаруженная поломка повлиять на управляемость и устойчивость автомобиля, а также мог ли водитель или ответственное за выпуск машины на рейс лицо, обнаружить неисправность до аварии.

Определение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Экспертиза механизма ДТП (иногда ее называют экспертизой обстоятельств ДТП) определяет скорости движения автомобилей до их столкновения и в момент контакта, величину тормозного и остановочного пути. Это исследование выявляет, какими пунктами ПДД руководствовались водители и была ли у них техническая возможность предотвратить аварию, поэтому такая автоэкспертиза является наиболее востребованной при установлении судом виновника ДТП.

Техническое состояние дороги

Экспертиза технического состояния дороги исследует состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, наличие дорожной разметки, дорожных знаков и конструкций, а также на их соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте аварии.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, расследующей причины и последствия ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

Судебное исследование проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Ее целью является установление характеристики процесса столкновения во всех фазах, определение объективных причин аварии и поведения ее участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников.

При отсутствии телесных повреждений и смерти людей проводят только служебное расследование.

Подробнее о том, что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна, узнайте в отдельной статье.

Кто проводит?

Экспертизу может проводит частный специалист, так и экспертная компания. Образование и сертификация эксперта должны соответствовать требованиям, подтверждением чего является его включение в государственный реестр экспертов-техников.

Решение о профессиональной аттестации кандидатов принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС.

Какие вопросы задать эксперту после столкновения автомобилей?

Чтобы исследование было плодотворным, важно поставить перед специалистом правильные задачи. Вопросы будут отличаться в конкретных ситуациях, но можно выделить общий список возможных. При столкновении ТС специалисту задаются следующие вопросы:

  1. С какой скоростью двигались машины?
  2. По какой траектории?
  3. Какое ТС находилось в неподвижном состоянии, а какое в движении?
  4. Какое расстояние было между автомобилями, когда создавший помеху водитель начал движение?
  5. Когда водитель начал торможение?
  6. Под каким углом машины врезались друг в друга?
  7. Сколько времени прошло между различными фазами аварии?
  8. Какими пунктами ПДД должны были руководствоваться водители?
  9. Какие повреждения, зафиксированные в документах, могли быть получены в результате данного столкновения?
  10. На какую дальность была видимость?
  11. Имелась ли техническая возможность предотвратить происшествие?
  12. Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?
  13. На какой скорости при данных условиях возможен занос?
  14. Имелись ли какие-либо неисправности в системах авто, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее?
  15. Соответствует ли расположение дорожного знака и состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги требованиям ГОСТ?

Если в ДТП произошел наезд на пешехода, эксперту задаются следующие вопросы:

  1. Какова была скорость движения ТС перед началом торможения?
  2. Какова длина тормозного пути для конкретных условий аварии?
  3. Каково расстояние от места наезда до точки, в которой находился автомобиль в момент выхода пешехода на проезжую часть;
  4. Была ли у водителя техническая возможность избежать наезда при данных обстоятельствах?
  5. Была ли у пешехода возможность безопасно перейти дорогу при заблаговременном торможении автомобиля.

Пошаговая инструкция

Автотехническая экспертиза при аварии может быть проведена:

  • в частном порядке участниками происшествия;
  • во время административного расследования;
  • при ведении следствия по уголовному делу;
  • в судебном процессе: административном, уголовном или гражданском.

Проведение в частном порядке

Заказать экспертизу в частном порядке имеет право любое заинтересованное физическое или юридическое лицо. Для нее достаточно заключить договор на соответствующую услугу с частным специалистом или экспертной фирмой, уведомить другую заинтересованную сторону (второго участника аварии, страховую компанию) и предоставить объекты для исследования.

Наиболее часто в экспертные организации обращаются с целью проведения автотовароведческого исследования для определения размера страховой выплаты и компенсации за ущерб с виновной стороны. Но по желанию заказчика выполняются и другие виды экспертиз для предоставления их результатов в суде.

При частном обращении за экспертизой очень важно выбрать компетентного аккредитованного специалиста, иначе результаты могут быть не приняты во внимание в суде. Она проводится в несколько шагов:

  1. Выбирается эксперт.
  2. Между заказчиком и специалистом заключается договор, проходит оплата.
  3. Стороны договариваются о месте и времени проведения экспертизы. Лучше осмотр автомобиля проводить в сервисе с необходимым оборудованием и достаточным освещением.
  4. Заказчик должен уведомить телеграммой или заказным письмом с уведомлением страховщика или потерпевшего о месте и времени ее проведения.
  5. Потерпевший предоставляет для осмотра поврежденное ТС, бумаги на автомобиль и документы, относящиеся к аварии. Автомобиль должен быть в том же состоянии, что после ДТП – не следует ремонтировать его до проведения осмотра.
  6. Эксперт начинает экспертизу с изучения документальных показаний, затем видимых повреждений автомобиля. При необходимости, осуществляется частичный разбор частей ТС для доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фиксированием на фотокамеру.
  7. По результатам проведенной экспертизы заказчику выдается заключение.

Стоимость автотехнической экспертизы зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:

  • типом экспертизы;
  • срочностью и объемом исследования;
  • размером повреждений автомобиля;
  • заказом дополнительных расчётов;
  • типом транспортного средства (грузовое/легковое/спецтехника);
  • местом осмотра.

В среднем на экспертное исследование по технической оценке автомобиля придётся потратить от 3 до 10 тысяч рублей. Итогом исследования является письменное экспертное заключение, в котором содержатся:

  • полные сведения об исполнителе, как о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе;
  • номер и дата заключения;
  • реквизиты и название документа, являющегося основанием для экспертизы;
  • сведения о потерпевшем;
  • список и описание обследованных объектов;
  • дата столкновения;
  • сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию;
  • вопросы, поставленные эксперту;
  • перечень методик и инструментов, использовавшихся для исследования;
  • выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
  • выводы, сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы.

На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы. Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель и ставится печать компании.

Административное расследование

В случаях когда водители расходятся в оценке случившегося ДТП либо когда из-за нарушения ПДД причинен легкий или средний вред здоровью, при сокрытии одного из участников с места происшествия, начинается административное расследование сотрудниками автоинспекции. Под административным расследованием понимается выяснение обстоятельств ДТП для определения наличия правонарушения. При необходимости проведения экспертизы должностное лицо выносит определение, где прописаны:

  • основание для назначения исследования;
  • название ответственной экспертной организации или ФИО эксперта;
  • перечень вопросов для экспертизы;
  • список материалов и объектов, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта.

Ответственный специалист оформляет заключение с указанием:

  • исполнителя экспертизы;
  • на каком основании проводилась автоэкспертиза;
  • в чём заключалось исследование;
  • ответов на поставленные вопросы и выводы по ним.
Читайте также:  Проверка кадастрового номера земельного участка

Судебное разбирательство

Судебные экспертизы чаще назначаются после аварий с тяжелыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание. Она может назначаться по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя, как в досудебном порядке, так и во время процесса.

Как написать ходатайство о назначении проверки?

Ходатайство оформляется в свободной форме и должно содержать следующие сведения:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы (указать, опираясь на нормативно-правовые акты);
  • вопросы, которые необходимо задать эксперту, – их перечень устанавливает судья;
  • ФИО желаемого специалиста;
  • перечень объектов и бумаг для экспертизы.

Для составления ходатайства лучше воспользоваться услугами юриста. Документ передается должностному лицу, ведущему дело, или в суд через канцелярию.

После проведения автотехнической экспертизы исполнитель составляет заключение, в котором указываются:

  • дата, время и место проведения;
  • основания для экспертизы;
  • должностное лицо, назначившее исследование;
  • сведения об эксперте/экспертной комиссии;
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • изученные объекты и документы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях, с перечислением использованны х методик;
  • ответы на поставленные вопросы, их обоснование и выводы по ним.

Таким образом, автотехническая экспертиза позволяет установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Важно серьезно подойти к выбору специалиста или экспертной организации, чтобы исследование было проведено в соответствии с нормативно-правовыми актами, а результаты отражали реальную картину столкновения и были приняты во внимание в суде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автотехническая экспертиза при ДТП

Содержание:

Автотехническая экспертиза при ДТП — это комплекс оценочных мероприятий, выявляющих обстоятельства и последствия аварии. Независимый эксперт изучает состояние автомобиля, исследует окружающие факторы, анализирует поведение водителей, опрашивает свидетелей и определяет виновника ДТП. Автотехническую экспертизу может инициировать любой участник аварии, сотрудник государственной автоинспекции или суд.

Если в результате проведенной автотехнической экспертизы вас признают виновником ДТП, но вы в корне с этим не согласны (допустим, у вас есть не только свое видение аварии, но и прямые доказательства), вы имеете полное право оспорить результаты. Так как заключение независимого автоэксперта — это полноценный юридический документ, то и за оспариванием результатов экспертизы нужно обращаться к юристу. Запомните: готовое заключение — это не приговор судьи. Вы вправе повлиять на исход разбирательства, обосновав свою позицию с юридической точки зрения.

Нет времени читать статью?

В каких ситуациях водителю не обойтись без автотехнической экспертизы

Произошла авария. Оба водителя адекватно оценили свои действия, определились с виновником и договорились о размере компенсации. В этом случае нет необходимости ни в вызове сотрудника ГИБДД, ни в независимой экспертизе.

Но так бывает не всегда. Ситуации, когда каждый водитель не признает свою вину в ДТП и считает себя пострадавшим, наиболее распространены. Владельцы машин спорят, не могут договориться и в итоге вызывают автоинспектора. Он и определяет виновника аварии. Если же вы не согласны с решением сотрудника ГИБДД, инициируйте автотехническую экспертизу.

Эксперты определяют величину и характер повреждений, влияние факторов внешней среды на ДТП, степень виновности водителей, оценочную стоимость авто и его ремонта, другие особенности происшествия. Вот в каких случаях понадобится автотехническая экспертиза:

  • если водители не могут определить виновника аварии;
  • если происшествие стало результатом поломки авто;
  • если машина получила ущерб из-за сторонних явлений, форс-мажорных обстоятельств или же по вине третьих лиц;
  • если автовладельцы спорят из-за стоимости компенсации, занижают выплаты, не согласны с расходами пострадавшего;
  • если дело дошло до судебных разбирательств и любая сторона хочет оспорить решение суда;
  • если у владельца автомобиля возникли разногласия со страховой компанией — страховщики отказываются выплачивать компенсацию, занижают ее, игнорируют условие договора автострахования;
  • если машина, пострадавшая при аварии, находится в залоге (куплена в кредит).

Автотехническая экспертиза всегда независима — ее проводит экспертная организация или частный эксперт. Обязательно проверьте все лицензии и разрешения на оценочную деятельность исполнителя. Если вы проводите автотовароведческую экспертизу, запросите у оценщика свидетельство о членстве в саморегулируемой организации — СРО.

Помимо автотовароведческой, выделяют экспертизу состояния автомобиля, ДТП и транспортного полотна (можно проанализировать все в комплексе или каждый фактор по отдельности). Эксперты также проводят транспортно-трасологическую (выявляют все обстоятельства ДТП) и инженерно-психологическую оценку участников аварии. Экспертиза бывает первичной (осмотр поврежденных объектов), дополнительной (изучение вопросов, возникших в ходе анализа) и повторной (перепроверка сведений).

Независимая оценка нужна не только для выявления обстоятельств аварии, но и для расчета фактической стоимости материального ущерба и определения компенсации для страховой компании. В результате автотехнической экспертизы оценщик выдает независимое заключение, которое является юридически значимым документом. Его используют юристы, судьи и страховщики.

Как проводится автотехническая экспертиза в частном порядке

При ДТП всегда есть сторона, заинтересованная в экспертизе. Если водители не могут договориться о стоимости ремонта, не доверяют технической оценке из станции технического обслуживания (СТО) или же хотят доказать свою невиновность, они инициируют частную автотехническую (оценочную) экспертизу.

Чтобы провести анализ, предоставьте независимому эксперту (экспертной организации) поврежденную машину для осмотра и регистрационные документы: паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации автомобиля. Если есть первичное заключение из СТО, также покажите его оценщику. И запомните — вы преследуете четкую цель (определение размера компенсации, доказательство отсутствия вины и проч.), поэтому изначально поставьте эксперту определенную задачу и конкретизируйте свои вопросы. К примеру, пусть он определит:

  • каков реальный ущерб пострадавших автомобилей;
  • с какой скоростью двигались машины, участвовавшие в ДТП;
  • какова была траектория их движения;
  • какая была видимость;
  • под каким углом произошел удар;
  • в какой момент водители начали тормозить;
  • как повлияла окружающая среда на ДТП;
  • как вели себя участники аварии;
  • какие обстоятельства способствовали дорожно-транспортному происшествию;
  • было ли у кого-то из участников преимущество в движении;
  • были ли у пострадавших машин неисправности, зафиксированные еще до ДТП;
  • была ли техническая возможность предотвратить столкновение;
  • какие пункты правил дорожного движения были определяющими для каждого из участников.

И это лишь малая часть вопросов, которые можно выявить в ходе автотехнической экспертизы. Вы можете попросить эксперта теоретически смоделировать ДТП для обоснования своей позиции. Если к дорожно-транспортному происшествию привлекалась автоинспекция или же по результатам аварии было заведено уголовное дело, то оценщик вправе воспользоваться следственными материалами в процессе своей независимой экспертизы.

Итак, вам необходимо оценить обстоятельства аварии, состояние автомобиля или стоимость его ремонта, и вы в частном порядке инициируете оценочную экспертизу. Вот как это делается:

  1. Находите эксперта или экспертную организацию.
  2. Заключаете договор со специалистом.
  3. Назначаете дату и договариваетесь о месте проведения оценочной экспертизы.
  4. Уведомляете другого участника ДТП о времени и месте процедуры. При необходимости привлекаете страховщика.
  5. Привозите в выбранный сервис поврежденный автомобиль и передаете оценщику все документы. Ни в коем случае не ремонтируйте машину до начала автотехнической экспертизы.
  6. Оценщик изучает все документы на машину, материалы дела, показания свидетелей. После анализа бумаг эксперт переходит к оценке технического состояния автомобиля. Все манипуляции специалиста фиксируются — делаются фотографии видимых и скрытых повреждений.
  7. Эксперт заканчивает свой анализ и в течение нескольких дней готовит заключение.

Экспертное заключение — это совокупность выводов по поводу технического состояния машины и конкретных ответов на вопросы, поставленные заказчиком. Мнение эксперта сопровождается теоретическим и практическим обоснованием и ссылками на законодательные акты. Заключение автотехнической экспертизы — это официальный, юридически значимый документ, что подтверждается подписью оценщика (если анализ проводила компания, то ее руководитель также ставит свою подпись) и печатью.

Как провести автотехническую экспертизу по решению автоинспекции или суда

Если после аварии проводится административное/уголовное расследование или судебное разбирательство, то автотехническая экспертиза будет обязательной. Инициирует проверку должностное лицо — автоинспектор, который разбирает дело об административном правонарушении, или судья.

Заинтересованное лицо также вправе запросить экспертизу при ДТП. Для этого достаточно составить и подать ходатайство. Ходатайствовать об оценочной процедуре могут потерпевший, обвиняемый или государственный обвинитель. Если официального ходатайства от одной из сторон не будет, то оценка не будет носить официальный характер и приобщаться к материалам дела. Обратитесь к профильному юристу и подготовьте ходатайство вместе с ним. Документ должен включать в себя:

  1. Введение. Во вводном блоке указывается судебный орган, в который ходатайствует заинтересованное лицо, прописываются сведения обо всех участниках процесса и другая информация.
  2. Описание. В этом разделе пропишите все основания проведения оценки после ДТП. Сошлитесь на законодательные нормы. Укажите, какая именно экспертиза потребуется, отметьте предмет (состояние машины, механизм ДТП, внешние факторы) и объект (поврежденное авто, дорожное покрытие, место происшествия) исследования.
  3. Резолюцию. Резолютивная часть представляет собой подробное описание причины обращения, сложившейся проблематики, обоснование выбора конкретного вида оценочных процедур. Укажите, кто должен оплачивать услуги эксперта или экспертной организации. Вы вправе возложить обязанность по оплате на виновника ДТП.

В остальном автотехническая экспертиза проводится по тому же алгоритму — выбирается эксперт, который проводит независимую оценку ДТП и технического состояния автомобилей. После подробного анализа всех факторов специалист готовит заключение, в котором определяет пострадавшую и виновную сторону. Заключение приобщается к материалам разбирательства, после чего судья выносит свое решение и закрывает дело.

Автотехническая экспертиза при ДТП

Исследуемые объекты и документы

Протокол осмотра ТС

Протокол осмотра места ДТП

Схема места ДТП

Акт осмотра ТС и его фотографии

Фототаблица места ДТП

Объяснения участников ДТП и свидетелей

Дислокация дорожных знаков и разметки

Справка о режиме работы светофорного объекта

Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции

Полезные статьи по данной тематике

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Читайте также:  Благоустройство территории, прилежащей к дому

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

Вопросы для эксперта по автотехнической экспертизе

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости:

  • Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства?
  • Какова стоимость транспортного средства с учетом его текущего технического состояния, года выпуска, износа, особенностей комплектации, наличия дополнительного оборудования?
  • Какой размер утраты товарной стоимости применяется к транспортному средству, пострадавшему в результате ДТП?
  • Какова стоимость «годных остатков» транспортного средства?

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу качества ремонта транспортных средств:

  • Имеются ли дефекты после ремонта автомобиля _____, выполненного _____ (СТО, дата ремонта и т.д.)?

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу транспортных средств в целях определения соответствия фактических повреждений т/с заявленным повреждениям и иным обстоятельствам ДТП:

  • Установить соответствие/несоответствие фактических повреждений т/с, полученных в ДТП повреждениям, указанным в _____ (справке о ДТП, акте, заключении и пр.);
  • Соответствуют ли повреждения автомобиля_____, заявленным в ДТП повреждениям?
  • Могли ли образоваться повреждения на автомобиле в результате ДТП _____ (место/дата)?
Читайте также:  Мировое соглашение в гражданском процессе

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу по исследованию дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителя:

  • Располагал ли водитель технически исправного автомобиля _____, технической возможностью избежать наезда на пешехода, приняв меры к торможению, в заданный опасный момент?
  • Какими пунктами ПДД должен был руководствоваться водитель автомобиля _____ в данной дорожной ситуации для обеспечения БДД?
  • Определить скорость движения автомобиля, исходя из представленной видеозаписи.
  • Определить механизм ДТП.
  • Исходя из зафиксированного следа торможения автомобиля, определить его скорость движения.

Примерные вопросы на автотехническую экспертизу по исследованию технического состояния т/с, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления работоспособности, выявления неисправностей, а также возможности их обнаружения:

  • Соответствует ли техническое состояние транспортного средства техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта?
  • Имеет ли транспортное средство технические недостатки (неисправности, дефекты)? Если имеет, то какие?
  • Каковы причины возникновения недостатков?
  • Является ли выявленный недостаток производственным, конструктивным или эксплуатационным?
  • Является ли выявленный недостаток существенным или несущественным?

Примерные вопросы на транспортно-трасологическую экспертизу:

  • Каков механизм образования имеющихся следов?
  • Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве №1 (преграде, одежде потерпевшего) частями транспортного средства №2?
  • Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?
  • Под каким углом столкнулись транспортные средства?
  • Каково взаимное расположение транспортных средств в момент ДТП?
  • Определить траекторию движения ТС до момента столкновения.

Примерные вопросы на экспертизу двигателя автомобиля и иных т/с:

  • имеются ли заявленные неисправности/недостатки в двигателе т/с в виде _____?
  • если заявленные неисправности/недостатки имеются, определить причины их возникновения: заводские или эксплуатационные?
  • определить качество ремонта двигателя т/с, выполненного _____.

Примерные вопросы на экспертизу коробки передач автомобиля и иных т/с:

  • имеются ли заявленные неисправности/недостатки в автоматической/механической коробке передач т/с в виде _____?
  • если заявленные неисправности/недостатки имеются, определить причины их возникновения: заводские или эксплуатационные?
  • определить качество ремонта коробки передач т/с, выполненного _____.

Вопрос на рецензию по автотехнической экспертизе:

  • Соответствует ли Заключение эксперта о проведении автотехнической экспертизе от _____ (дата) №_____, выполненное по гражданскому делу №_____, требованиям методик, установленных для данного вида экспертиз, и действующему законодательству, регламентирующему производство экспертиз и исследований?

Для определения наиболее точных вопросов на автотехническую экспертизу обращайтесь в Бюро судебных экспертиз по телефонам:

  • 8 495 120-13-28
  • 8 800 500-31-28
  • 8 919 109-57-67.

В каких случаях назначается и как проводится техническая экспертиза автомобиля

Ежедневная эксплуатация транспортного средства всегда подразумевает определённый риск попасть в аварию. Независимо от стажа вождения, полученных навыков или марки автомобиля, иногда обстоятельства складываются таким образом, что столкновения избежать невозможно. Автотехническая ситуационная экспертиза в необходимых случаях позволяет установить действительного виновника аварии и получить компенсацию за разбитую машину. Но во всех ли спорных случаях автотехническая экспертиза так необходима?

В каких случаях необходима

В лёгких авариях, когда обе стороны приходят к общему мнению о виновнике ДТП, ситуация разрешается быстро, а иногда — даже без привлечения сотрудников ГИБДД.

С другой стороны, не исключены случаи, когда каждый из участников происшествия считает себя потерпевшей стороной. Он возлагает вину на оппонента либо результатом аварии стало причинение смерти, ущерба здоровью человека, или существенное повреждение имущества.

Обращаться к экспертам для проведения автотехнической экспертизы может потребоваться в следующих ситуациях:

  • авария произошла в результате поломки;
  • транспортное средство получило ущерб по причине действия непреодолимой силы или по вине третьих лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
  • стороны не достигли согласия относительно суммы компенсации ущерба потерпевшему;
  • виновный способен намеренно занижать сумму выплаты или не согласиться с выставленным счётом потерпевшей стороны;
  • виновный ДТП не соглашается с решением судебной инстанции и намерен обжаловать вердикт судьи;
  • страховая компания отказывается выплачивать полную сумму возмещения либо намеренно её занижает;
  • повреждённый автомобиль является предметом залога в финансовых обязательствах;
  • лицо несогласно с результатами проведённого ремонта транспортного средства и намеренно отстаивать права с последующим взысканием возмещения;
  • страховая компания отказывается исполнять обязательства по договору.

В таких случаях без специальных мероприятий для установления истины в случившемся не обойтись. Одним из способов восстановить хронологическую последовательность событий является автотехническая экспертиза.

Кто и зачем проводит экспертизу

В зависимости от требуемого результата, независимая автотехническая экспертиза бывает различных типов. Каждый из них несёт определённую цель установления необходимого факта, события. В них используются различные методы проведения исследований.

Автомобилистов всегда интересовал вопрос — что устанавливает автотехническая экспертиза при ДТП?

  1. Нюансы произошедшего события.
  2. Исправность автомобилей или иных средств.
  3. Влияющие факторы внешней среды.
  4. Оценочную стоимость автомобиля на каждой стадии.

На самом деле, все эти данные важны большей частью, только тогда, когда процесс разбирательства ведётся уже в суде.

Проводить независимую экспертную оценку или автотехническую судебную экспертизу после ДТП необходимо пострадавшей стороне, чтобы получить реальную стоимость причинённого ущерба, а также рассчитать сумму компенсации для взыскания с виновной стороны.

Полученное заключение обладает юридической силой и имеет ключевое значение в судебном процессе.

О назначении судебной автотехнической экспертизы заинтересованной стороне необходимо ходатайствовать перед судом.

Для получения заключения потребуется предоставить:

  • повреждённый автомобиль;
  • определение суда о необходимости проведения такого рода исследования;
  • паспорт транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации.

Сторонами в процессе разбирательства могут быть:

  • участники ДТП;
  • страховая компания;
  • СТО, предоставившее неверное или поддельное заключение.

Заинтересованное лицо вправе самостоятельно выбрать экспертную организацию, которая будет проводить экспертиза.

Что становится предметом изучения

При разрешении гражданского спора, потребуется предоставление результатов исследования, включающего в себя анализ всех элементов происшествия.

Наличие автотехнической ситуационной экспертизы, правильно сформированные задачи перед специалистом, сопоставимость предоставленных выводов, всесторонность и объективность проведённого анализа, в том числе — необходимый сбор информации на подготовительной стадии, существенно увеличивают эффективность рассмотрения гражданских дел о взыскании причинённого ущерба в результате ДТП.

Автотехническая экспертиза проводит такие исследования:

  • исправности автомобилей и их состояния;
  • окружающей среды на месте аварии;
  • поведения участников столкновения;
  • теоретического моделирования возможных действий водителей;
  • механизма, совершённого в ДТП;
  • обстоятельств, поспособствовавших наступлению события.

Объектом исследования выступают:

  • автомобили, получившие ущерб;
  • дорожное покрытие;
  • место совершение ДТП;
  • следы автомобильных шин.

Участники аварии и материалы административного или уголовного дела, также находятся в распоряжении эксперта.

Всё об автотехнической экспертизе при ДТП: её виды и 6 этапов прохождения

Понимаете ли вы, какую роль играет автотехническая экспертиза при ДТП в процессе расследования дела? Качественно выбранный оценщик и профессиональный юрист – верные помощники при выяснении обстоятельств произошедшего события.

Авария – дело тонкое. Не всегда на первый взгляд можно определить все обстоятельства ДТП, виновника или виновников, а также всех пострадавших лиц или предметов. Порой причиной столкновения является не нарушение правил движения одним из водителей, а неправильные действия дорожных служб, пешеходов или наличие других ситуаций, которые вынудили автовладельцев поступить таким образом и создать аварийную атмосферу.

Цель проведения экспертизы

Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.

Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.

Предмет изучения

Но как именно проходит автотехническая экспертиза при ДТП, что устанавливает она и на что конкретно смотрят эксперты? При проведении данного мероприятия у специалиста есть определённый регламент действий, которому он обязан следовать при изучении автотранспортного средства:

• определить общее состояние автомобиля: качество его сборки, отдельных деталей и агрегатов, внутреннее положение дел и внешнее;

• установить причину поломки отдельной части авто: как случилось, с какой стороны пришёлся удар, какой предмет врезался в исследуемую машину (другое ТС, стена, дерево и т. п.);

• выяснить причину и обстоятельства ДТП, которые привели к случившемуся;

• узнать качество прошлого автотехнического обслуживания машины, так как проведённые ремонтные работы над автомобилем могут стать причиной столкновения или создания аварийной ситуации;

• определить рыночную стоимость транспорта;

• определить стоимость необходимых ремонтных работ по устранению полученного ущерба в дорожно-транспортном происшествии.

Предметом расследования является не только транспортное средство, но и:

• место, где случилась авария;
• дорожное покрытие соответствующей местности;
• оставленные следы колёс при торможении перед ударом или после него.

Таким образом, мы видим, что автотехническое исследование – это не беглый осмотр повреждений машины в конкретном сервисе ремонтных работ. Это важное расследование в рамках которого рассматривается не только само повреждённое ТС, но и место происшествия с целью глубокого понимания случившегося. Автотехническая экспертиза – это задача для профессионала, а не для обычного автомеханика.

Законодательное регулирование экспертиз

Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.

Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.

Кто может проводить автотехническую экспертизу?