Нюансы оплаты земельного налога в налоговом кодексе

Нюансы оплаты земельного налога в налоговом кодексе

Земельный налог в НК РФ указан как обязательный государственный взнос, который имеет свои региональные особенности и конкретные условия и сроки по уплате. Его расчет в 2019 году зависит от кадастрового показателя, являющегося оценкой уполномоченной комиссии.

Особенности земельного налога

Согласно НК РФ, земельный налог обязаны уплачивать все категории юридических и физических лиц, которые владеют территориальным наделом. Исключения составляют небольшие группы, указанные в статье 395 главы 31.

Так как данная государственная выплата начисляется с учетом многих земельных особенностей объекта налогообложения, собственники земли должны знать, какой именно алгоритм расчета и формула применяются в 2019 году.

Кадастровый показатель заменил иные величины, став точкой отсчета для формирования налогового сбора. Эта оценка может быть пересмотрена в ряде конкретных случаев, тоже обозначенных в действующем законодательстве как допустимые для оспаривания экспертных сведений.

Налоговый кодекс

Глава 31 действующего НК определяет следующие нормы для земельного налога:

  • общие положения;
  • категории налогоплательщиков, обязанных выплачивать государственный сбор;
  • объект налогообложения;
  • база, на основании которой происходит расчет конечной суммы к уплате;
  • сроки налогового и платежного периодов, алгоритм действий по оплате и допустимые способы;
  • допустимые минимум и максимум ставки, в пределах которых региональные органы самоуправления формируют собственную величину;
  • льготные категории, позволяющие юридическим и физическим лицам получить государственную скидку;
  • порядок начисления налоговой суммы и необходимость авансовых выплат (для юридических лиц);
  • подача налоговой декларации.

Все эти сведения можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Так как действующее законодательство устанавливается на федеральном уровне, его нельзя нарушить ни одному субъекту РФ. Региональные особенности по земельному сбору формируются только в обозначенных пределах и не могут нарушить их.

Кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость в 2019 году является показателем, от которого отталкиваются государственные инстанции при формировании налоговых взносов по земле как для юридических, так и физических лиц.

Поэтому, рассчитав данный показатель, соответствующая инстанция формирует конкретные земельные группы, для которых сумма начисляется автоматических с учетом фиксированных сведений.

В настоящее время наблюдается сильное повышение процента граждан, которые по той или иной причине решили пересмотреть оценку или оспорить её в судебном порядке. Это обусловливается следующим:

  • технической ошибкой, допущенной в документации неквалифицированным инженером;
  • изменением информации (разделение площади, ликвидация или строительство построек, изменение транспортной доступности, проведение дополнительных коммуникаций, объединение участков и т.д.);
  • экономическая необъективность и неактуальность произведенной экспертизы.

Оценка производится при помощи двух методов. Один из них является общим и применяется государственными органами не менее одного раза в пять лет. Такой вариант не считается объективным, поскольку не учитывает множество внешних и внутренних факторов, влияющих на рыночную стоимость земельного участка.

Индивидуальная оценка производится комиссией Федерального кадастра или частными инженерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, по желанию непосредственно владельца земли. Такой метод допустим не более одного раза в два или три года, что зависит от региона, в котором земельный надел проходил регистрацию.

Индивидуальная экспертиза считается наиболее оптимальным вариантом, так как позволяет получить объективные и актуальные сведения с учетом всех особенностей.

Льготные категории

Следует отметить, что Федеральным законом предусмотрены только единичные случаи, при которых земельный налог не взимается вовсе. Это касается малочисленных народностей, проживающих на Дальнем Востоке и севере страны.

Исходя из этой информации, следует отметить, что формирование льготных скидок, которые государство обязано предоставлять, происходит только при наличии действующих норм местного законодательства. Это значит, что каждый регион самостоятельно формирует возможности для получения государственной скидки.

Это происходит с учетом областных особенностей, как земельных, так и экономических, платежеспособности населения и индивидуальных нюансов. К последнему могут относиться большое количество пенсионеров-инвалидов или людей, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС. Подобные примеры позволяют понять, что льготные группы отличаются от региона к региону.

Заключение

В 2019 году Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, как именно будет исчисляться земельный налог, и иную информацию, позволяющую правильно и без проблем вносить своевременную оплату задолженности по налоговому периоду.

Федеральный закон обозначает допустимые пределы, которые ограничивают представителей органов местного самоуправления в формировании региональных особенностей для каждой отдельной области. Исходя из этого, следует отметить, что любые нарушения влекут за собой ответственность для государственных инстанций.

Земельный налог за год – как рассчитать и когда платить?

ВАЖНО! Начиная с налога за 2022 год юрлицам больше не нужно будет сдавать налоговую декларацию. Но считать налог они продолжат, как и раньше.

Особенности отчетности по земле

Налоговый период для налога на землю равен году (п. 1 ст. 393 НК РФ). По налоговый период 2019 года включительно для юрлиц действует обязанность сдавать в ИФНС годовую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ). Иных (промежуточных) отчетов по этому налогу не предусматривается. Срок подачи декларации за 2019 год — 03.02.2022 (перенос с субботы 1 февраля). Форма декларации для земельного налога за 2019 год утверждена приказом ФНС России от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@.

Налоговый период делится на отчетные (п. 2 ст. 393 НК РФ), равные кварталу, по завершении которых осуществляется оплата авансов (п. 6 ст. 396 НК РФ), если регион не воспользовался своим правом не вводить такое деление (п. 3 ст. 393, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Каждый квартальный аванс рассчитывают в том же порядке, что и сам налог, но оплачиваемая в бюджет сумма составит ¼ от рассчитанной величины (п. 6 ст. 396 НК РФ). Уплаченные за 2019 год авансы отражаются в декларации по налогу и учитываются при формировании итоговой суммы к оплате или возврату по году.

Начиная с земельного налога за 2022 год сдача декларации отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

В декларации по земле фигурируют все основные составляющие расчета:

  • налоговая база;
  • коэффициент, отражающий долю права на землю;
  • категория земли и соответствующая ей налоговая ставка;
  • коэффициент, учитывающий число месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, влияющие на увеличение суммы рассчитываемого налога;
  • налоговые льготы, отражающиеся как на объеме базы, так и на величине самого налога.

Для каждого участка земли, представляющего собой объект налогообложения, придется заполнить отдельный лист в разделе 2. Причем возможным окажется дополнительное дробление данных по нему из-за отнесения к разным ОКТМО или КБК.

Как правильно заполнить декларацию по земельному налогу за 2019 год см. в этом материале.

Как юрлицу посчитать сумму земельного налога за 2019 год

Налоговой базой для расчета служит кадастровая стоимость участка земли, действительная для 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если участок появился только в налоговом периоде, то берется его стоимость на дату занесения в единый реестр. В течение года эта стоимость пересмотру не подлежит, если только ее изменение не связано с исправлением ошибки или решением суда.

При установлении объема базы учитывается факт долевого владения участком (ст. 392 НК РФ) и наличие льгот, уменьшающих эту базу по положениям НК РФ или законодательного акта субъекта РФ.

О том, как устанавливается перечень льгот по налогу, читайте в публикации «Кто является плательщиками земельного налога?».

Размер применяемой ставки зависит от категории земли, имеет ограничение по максимальному размеру, может дифференцироваться внутри региона и заметно отличаться от значений, действующих в соседних регионах РФ (ст. 394 НК РФ).

Величину налога получают путем умножения скорректированной на величину льгот налоговой базы на ставку и на коэффициенты, учитывающие:

  • фактическое число месяцев владения участком, если период владения оказался неполным;
  • необходимость кратного увеличения суммы налога при осуществлении строительства на участке.

Коэффициент, применяемый при неполном периоде владения, является расчетным и представляет собой отношение количества полных месяцев владения к количеству всех месяцев в периоде (п. 7 ст. 396 НК РФ). Полным будет месяц, в котором право владения возникло до 15-го числа или утрачено после 15-го числа.

Уже рассчитанная сумма налога может дополнительно уменьшаться за счет применения к ней льгот, непосредственно влияющих на ее величину.

Детально порядок расчета данных для каждой строки, входящей в декларацию, описан в приложении 3 к приказу № ММВ-7-21/509@.

Кто рассчитает налог для физлиц

Расчет налога по земле, принадлежащей физлицам (ИП в т. ч.), осуществляет ИФНС (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ), направляя затем результат этой операции физлицу в пакете документов с уведомлением об уплате налога (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Когда следует ждать такого уведомления и что делать, если оно не пришло, читайте здесь.

Расчет здесь базируется на том же наборе исходных параметров (для физлиц они могут отличаться по значениям от применяемых для юрлиц) и тоже с учетом того, что часть из них (ставки и льготы) может быть индивидуальна для региона:

  • кадастровая стоимость на начало года;
  • доля владения;
  • категория земли, от которой зависит величина ставки;
  • учет числа месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, приводящие к увеличению суммы рассчитываемого налога;
  • наличие льгот, применяемых к базе, ставке или сумме самого налога.

Право на установленные НК РФ или регионом льготы по налогу физлицу нужно заявить самостоятельно, подтвердив его оправдательными документами (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Срок уплаты земельного налога

Срок уплаты земельного налога за год для физлиц введен законодательно (п. 1 ст. 397 НК РФ) и является датой, общей для всей территории РФ. Заканчивается он 1 декабря года, наступающего после того, за который осуществляется платеж. В 2019 году он выпал на выходной, поэтому оплатить налог можно было до 02.12.2019 включительно.

Для юрлиц ситуация с оплатой иная. В течение года они по окончании каждого квартала платят авансы по налогу, если регион, в котором находится земля, не отказался от деления года на отчетные периоды (п. 2 ст. 397 НК РФ). Расчет по году происходит с учетом уже оплаченных авансов. Если же год в регионе не делится на отчетные периоды, то оплата осуществляется 1 раз в объеме налога, начисленного за весь год.

Сроки для оплаты авансов и итогового расчета каждый из регионов пока устанавливает сам (п. 1 ст. 397 НК РФ). Единственным ограничением для платежа по году является то, что он не может наступать раньше срока подачи декларации, предельная дата представления которой указана в НК РФ и соответствует 1 февраля года, наступающего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ).

ВАЖНО! С 2022 года сроки уплаты земельного налога и авансов по нему меняются.

Итоги

Расчет суммы земельного налога за год самостоятельно приходится делать только его плательщикам, являющимся юрлицами. Для физлиц такой расчет осуществляет ИФНС. Алгоритм обоих расчетов одинаков и базируется на наборе одних и тех же параметров, значения которых могут разниться для юридических и физических лиц. Срок уплаты налога физлицами истекает 1 декабря года, наступающего следом за оплачиваемым. А срок для платежей, перечисляемых юрлицами (как для авансов, так и для итогового расчета по году), регион пока еще устанавливает сам. Для расчета по году он не может устанавливаться как более ранний, чем дата подачи декларации по налогу (т. е. ранее 1 февраля года, наступающего следом за оплачиваемым).

Какие нюансы учесть при уплате земельного налога?

“Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, 2013, N 9

Земельный налог, который, по сути, представляет собой плату за использование земельных ресурсов, в силу ст. 15 НК РФ относится к числу местных налогов. Порядок уплаты данного налога регулируется гл. 31 НК РФ. Юридические лица уплачивают его, если владеют земельными участками на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения). О том, как в 2013 г. исчисляется земельный налог (с учетом последних официальных разъяснений и арбитражной практики), читайте в данной статье.

Объекты налогообложения скорректированы

Согласно п. 1 ст. 388 и п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности организаций (а также физических лиц), расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен земельный налог. Поскольку данный налог отнесен к местным, он уплачивается во всех муниципальных образованиях, в каждом из которых действует свой отдельный нормативный правовой акт.

В соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ земельным налогом не облагается ряд объектов, в частности к ним относятся те участки земли, которые являются объектами историко-культурного и археологического наследия, лесных фондов, а также земля, изъятая из оборота согласно российскому законодательству. Не входят в число объектов налогообложения также те участки, которые были включены в Список всемирного наследия.

С 1 января 2013 г. при расчете земельного налога должны учитываться земельные участки, ограниченные в обороте по законодательству РФ для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Соответствующие поправки в п. 2 ст. 389 НК РФ (в виде исключения пп. 3) внесены Федеральным законом N 202-ФЗ . Отметим, что до принятия поправок данные участки не признавались объектом налогообложения.

Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”.

Указанные поправки в перечне объектов налогообложения в ближайшее время будут учтены в форме налоговой декларации по земельному налогу. Об этом сообщила ФНС России в Письме от 12.02.2013 N БС-4-11/2301@.

К сведению. Возможно, вскоре перечень объектов налогообложения вновь будет скорректирован. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект N 156909-6, которым планируется расширить перечень объектов налогообложения, установленный ст. 389 НК РФ. Согласно названному законопроекту перечень объектов может быть пополнен земельными участками, занятыми находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности воинские части и военные суды, а также объектами ФСБ и ФСИН. В законопроекте также предлагается исключить из перечня объектов, освобождаемых от налогообложения, земельные участки, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования.

О ставках налога

Помимо установления обязанности организаций уплачивать земельный налог нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований должны быть установлены ставки налога, сроки и порядок его уплаты (ст. ст. 394, 397 НК РФ).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (или физических лиц, являющихся ИП) не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ (то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом), а ставки налога не могут превышать:

  • 0,3% – для земельных участков, используемых в сельскохозяйственной деятельности, жилищно-коммунальном комплексе, садоводческом, дачном и огородническом хозяйстве, а также ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% – в отношении прочих земельных участков (пп. 2 п. 1 ст. 394).

Следует отметить, что установление представительными органами власти муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от видов деятельности (предпринимательской и непредпринимательской) ст. 394 НК РФ не предусмотрено (Письмо Минфина России от 11.03.2013 N 03-05-06-02/37). Дифференцирование налоговых ставок предусмотрено лишь в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (Письмо Минфина России от 17.01.2013 N 03-05-05-02/02).

Налоговая база

Как гласит п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, облагаемая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Иными словами, налог начисляется на участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимость (далее – ЕГРП) и которым присвоен кадастровый номер (ст. ст. 1, 5 Закона о кадастре ).

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”.

К сведению. Исключение из государственного кадастра недвижимости показателей кадастровой стоимости на основании судебного акта не влияет на обязательства налогоплательщика, так как исключение сведений из кадастра не означает отмену соответствующего нормативного акта представительных органов (Постановление ФАС ЗСО от 13.03.2013 N А46-25540/2012).

Таким образом, сумма земельного налога зависит от ставки налога и налоговой базы, исчисленной исходя из кадастровой стоимости участка (ст. ст. 391, 394, п. 1 ст. 396 НК РФ).

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке недвижимости: как его получить?

Кадастровая стоимость

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ по Правилам и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования.

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.
Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель”.

Изменения результатов кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в текущем налоговом периоде (Письмо ФНС России от 25.01.2013 N БС-4-11/959).

В свою очередь, кадастровая стоимость и ставка налога зависят от категории, к которой отнесен участок, и разрешенного вида его использования.

В ситуации, когда земельный участок по правоустанавливающим документам имеет больше одного вида разрешенного использования, кадастровая стоимость для каждого из видов разрешенного использования рассчитывается по отдельности. Затем для оценки принимается наибольшая из рассчитанных сумм (п. 2.7.1 Методических указаний ).

Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 “Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов”.

При исчислении земельного налога в отношении участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного участка кадастровая стоимость. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 17.01.2013 N 03-05-05-02/02.

Обратите внимание! Поскольку п. 3 ст. 391 НК РФ обязывает организации самостоятельно исчислять земельный налог, им нужно знать кадастровую стоимость принадлежащих им земельных участков. Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются в порядке, установленном в Постановлении Правительства РФ от 07.02.2008 N 52. В частности, такие сведения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Интернете. Однако есть иной, более надежный способ получить эти сведения – организации вправе бесплатно получить необходимые сведения в территориальном органе агентства в виде кадастровой справки, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 530.

Изменение вида разрешенного использования

Порядок перевода земель из одной категории в другую определен ст. 8 ЗК РФ. При изменении категории земельного участка или вида разрешенного использования неизбежно пересчитывается и его кадастровая стоимость.

Эти изменения могут происходить в течение налогового периода, при этом сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, не изменяется вне зависимости от того, уменьшилась или увеличилась в результате кадастровая стоимость участка.

Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом). Названная норма действует и при переводе в течение года земельного участка из одной категории в другую и изменении вида разрешенного использования. Если земельный участок не менял владельца и свои границы, то все изменения его кадастровой стоимости и прочих параметров будут учитываться при исчислении земельного налога только с 1 января следующего года (следующего налогового периода). Такого же мнения придерживается и Минфин России в Письме от 10.10.2012 N 03-05-05-02/104.

Между тем суды считают, что распространение измененной кадастровой стоимости (в связи с изменением вида разрешенного использования) лишь на будущее время не соответствует положениям Налогового кодекса (см. Постановления ФАС УО от 21.03.2013 N Ф09-761/13, ФАС ПО от 11.02.2013 N А55-22862/2011). Такая позиция арбитражных судов обусловлена решением, принятым в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 7701/12. В нем высшие арбитры указали, что отсутствие в гл. 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

С какого момента возникает обязанность по уплате налога?

Земельный налог уплачивается по земельным участкам, в отношении которых организацией зарегистрированы права, указанные в п. 1 ст. 388 НК РФ. Иными словами, плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на конкретный земельный участок.

В силу п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество (которым в силу ст. 130 ГК РФ признаются и земельные участки) и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Следовательно, обязанность по уплате данного налога возникает у плательщика лишь с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть с момента внесения в ЕГРП соответствующей записи. Это вывод был сделан в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 и впоследствии нашел отражение в разъяснениях, посвященных порядку исчисления земельного налога (см., например, Письма Минфина России от 20.01.2012 N 03-05-05-02/03, от 15.06.2011 N 03-05-06-02/57).

В Письме от 12.05.2011 N 03-05-05-02/26 помимо уже названного условия возникновения у организации обязанности по уплате земельного налога финансисты (со ссылкой на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 54) указали еще одно: границы земельного участка должны быть определены по федеральным законам, поскольку объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован, то есть определены его границы в соответствии с Законом о кадастре.

С какого момента обязанность по уплате налога прекращается?

Обязанность уплачивать земельный налог сохраняется за организацией до тех пор, пока в ЕГРП не будет внесена запись о праве иного лица на этот земельный участок (Письмо Минфина России N 03-05-06-02/57).

Так же считают и высшие арбитры. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 N 5934/11 сказано: реализация недвижимости, расположенной на земельном участке, не освобождает продавца от уплаты земельного налога, если он указан в ЕГРП в качестве обладателя права на эту землю. При этом высшие арбитры добавили, что факт уплаты земельного налога покупателем недвижимости не освобождает от его уплаты лицо, указанное в ЕГРП в качестве собственника либо обладателя иного вещного права на данный земельный участок (продавца недвижимости). То есть у нового владельца недвижимости обязанность по уплате земельного налога возникнет, только когда право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок будет зарегистрировано за ним.

Добавим, что земельный налог уплачивается за полные месяцы владения земельным участком с учетом корректирующего коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев нахождения участка в собственности организации к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если прекращение прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав. Об этом сказано в п. 7 ст. 396 НК РФ.

Между тем правоприменительная практика не так давно преподнесла плательщикам земельного налога сюрприз в отношении обязанности по уплате данного налога. Об этом, в частности, свидетельствуют выводы, сделанные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 12992/12 , о том, что обязанность по уплате налога может остаться, даже если право собственности оспорено.

На момент подготовки данного материала в печать полный текст этого Постановления не был опубликован. Выводы сделаны из резолютивной части указанного судебного акта.

Ситуация, в результате рассмотрения которой в упомянутом Постановлении был сделан такой вывод (неутешительный для налогоплательщиков), следующая. Организация перечислила авансовый платеж по земельному налогу в отношении земельного надела, приобретенного по договору купли-продажи. Впоследствии решением суда данный договор в силу его ничтожности был признан недействительным. На основании судебного акта в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о прекращении права собственности организации на этот земельный надел.

Вправе ли в такой ситуации организация вернуть уплаченный авансовый платеж по земельному налогу? По мнению Президиума ВАС РФ, нет.

При разрешении данного спора высшие арбитры исходили из того, что организация была обязана уплачивать земельный налог за период, в течение которого она значилась в реестре собственником участка. Такая правовая позиция изложена в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 54, и, судя по всему, Президиум ВАС РФ в рассматриваемой ситуации не стал изменять подход Пленума ВАС РФ. Согласно этому подходу плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее вещным правом на надел (правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения). Поэтому обязанность уплачивать налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав, то есть с внесения записи в реестр, а прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий участок.

Таким образом, если приобретатель земельного участка в течение некоторого периода по данным ЕГРП числился в качестве собственника указанного участка, он обязан за этот период уплатить налог, даже если приобретение участка согласно судебному акту не породило права собственности на него.

Со своей стороны добавим, что подобных проблем приобретатель земельного участка, вероятно, смог бы избежать, если бы по результатам рассмотрения дела запись в ЕГРП о регистрации за ним права собственности на спорный участок была аннулирована. Ведь в этом случае аннулируется именно запись о возникновении права собственности на объект недвижимости (в том числе земельный участок), а не делается (спустя некоторое время на основании, например, судебного акта) еще одна запись о прекращении такого права. Следовательно, формального основания для уплаты земельного налога при аннулировании записи не возникает.

Добавим: в правоприменительной практике в спорах о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, как правило, также решается вопрос о прекращении (аннулировании) записи в ЕГРП (см., например, Постановление ФАС ВВО от 27.08.2012 N А79-536/2011).

Отражение суммы налога в учете

Несколько слов скажем об отражении в учете (налоговом и бухгалтерском) сумм земельного налога.

В налоговом учете сумма земельного налога на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ сделать это нужно на дату начисления налога.

В отношении бухгалтерского учета сумм земельного налога следует отметить, что источник уплаты данного налога гл. 31 НК РФ не установлен. В связи с этим на основании п. 4 ПБУ 10/99 “Расходы организации” организация вправе самостоятельно определить квалификацию расхода в виде сумм земельного налога. В бухгалтерском учете суммы земельного налога могут быть учтены в составе:

  • расходов по обычным видам деятельности – на счетах 20, 23, 25, 26 или 44 в корреспонденции со счетом 68. Основание – п. 5 ПБУ 10/99;
  • прочих расходов – на счете 91 в корреспонденции со счетом 68. Основание – п. 11 ПБУ 10/99.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Выбранный способ учета этих сумм организации следует в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В завершение отметим следующее. Учитывая выводы, сделанные в Постановлении Президиума ВАС РФ N 12992/12, считаем, что организации, оказавшейся в подобной ситуации, никаких корректировочных записей в учете делать не нужно, так как уплаченную сумму высшие арбитры однозначно квалифицировали как налоговый (точнее, авансовый) платеж, внесенный в соответствии с действующим законодательством. Скорректировать записи в учете организации, очевидно, необходимо лишь в том случае, если запись в ЕГРП о регистрации за ней права собственности на спорный земельный участок на основании судебного акта будет аннулирована.

Как рассчитать и оплатить налоги на землю в 2018-2019 году

Среди всех выплат и налогов, совершающихся гражданами РФ в пользу государства, земельный налог требует особого внимания. Вопросы, которые касаются данной юридической темы, требуют подробного изъяснения, ведь далеко не всегда понятно, кто, за что и сколько должен платить.

Что такое земельный налог – основные понятия и термины

Земельный налог – это денежные выплаты, которые совершаются физическими и юридическими лицами в государственную казну за право владения земельными участками. Все положения четко описаны в 31-й главе Налогового Кодекса РФ и распространяются на все регионы РФ, но местные власти имеют право их изменять и корректировать в рамках закона.

Земельный кодекс РФ отмечает, что пользование земельными участками в России платное. Согласно этому для вас, как гражданина РФ, налог является обязательным условием владения землей, если:

  • вы являетесь владельцем участка земли (документально подтвержденное право собственности);
  • вы имеете право бессрочно пользоваться землей (конкретным участком);
  • определенная территория земли находится в вашем пожизненном владении.

Другие формы владения землей, например, аренда или временное владение участком, не подлежат налогообложению. В этих случаях уплачивают налоги непосредственные владельцы участков земли.

Все аспекты, касающиеся установления, расчета, льгот и сроков уплаты земельного налога утверждаются органами местных властей, поэтому его еще называют «местным налогом». Выплаты осуществляются также в местные бюджеты.

Объекты земельного налога – это конкретные участки земли, находящиеся во власти территорий с местным самоуправлением, а также городов федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

Еще важно уяснить, что начисление и уплата налогов на земельные участки проводится отдельно от других налогов и взысканий, установленных законами РФ.

Изменения в расчете земельного налога в 2018 году

В связи со вступившими в силу изменениями, земельный налог в 2018 году начисляется, учитывая кадастровую стоимость участка земли, что предусматривает его возможное увеличение для определенных граждан на солидную сумму.

Но чтобы избежать резкого подъема увеличения налога на землю для населения, было принято решение постепенно повышать фискальную базу – каждый год в течение 5 лет на 20%. То есть при начислении уплаты за 2018 год учитывается стоимость земельного объекта в размере 80% от реальной.

Кадастровая стоимость объекта (еще ее называют налоговой базой) определяется расчетными организациями, учитывая ряд параметров, главные из которых – это местоположение земельной территории, ее предназначение, вид разрешенной деятельности и другие нюансы. Она заносится в реестр недвижимости и напрямую влияет на величину налогов.

Рыночная стоимость участка земли – это цена, установлена собственником-продавцом с учетом рынка недвижимости, и с которой согласен покупатель. Чтобы выгодно ее установить, владельцы часто прибегают к помощи независимых экспертов.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно здесь – https://kadastr.ktotam.pro/, заполнив форму с адресом или введя кадастровый номер земельного участка:

Кадастровая стоимость чаще всего выше рыночной приблизительно на 25%, но бывает и еще больше. Более того, расчеты, проведенные разными экспертами, могут отличаться. Все это приводит к тому, что владельцы земельных наделов обращаются в суд с оспариванием оценки кадастровой стоимости, потому как величина налогов на землю получается завышенной.

Если иск был удовлетворен, то проводился перерасчет налогов и налогоплательщик платил меньшую сумму от начисленной ранее за текущий период. Так было до 2018 года включительно, но в 2019 году предусмотрены изменения в этом пункте, смотрите ниже?.

Земельный налог в 2019 году – что нужно знать налогоплательщикам

В 2019 году изменения и дополнения, касающиеся земельного налога, коснулись 5 направлений.

  1. Увеличение суммы налога на землю.
    Если за предыдущий год налог на землю рассчитывался с учетом 80% кадастровой стоимости объекта, то начиная с 2019 года и далее уже будет учитываться полная стоимость – 100%. То есть до 1.12.2019 население будет платить за предыдущий – 2018 год еще по сниженным тарифам, а когда в 2022 году будет проводиться оплата за 2019, то уже по новым тарифам.
  2. Переоценка кадастровой стоимости.
    Уточню, что на момент написания статьи это только в планах. Глава министерства земельных и имущественных отношений по Московской области Аверкиев заявил, что возможно будет проведена переоценка кадастровой стоимости. Это связано с тем, что подобные мероприятия проводились около 7 лет тому назад, а цена земельных участков за это время существенно снизилась. Если это произойдет, то можно ждать снижения кадастровой стоимости земельных объектов, и, соответственно, уменьшения земельного налога.
  3. Реформирование системы кадастровой оценки.
    Начиная с 2019 года государство планирует всю деятельность, связанную с оценкой кадастровой стоимости объекта, возложить на государственную структуру «Центр кадастровой оценки». Поскольку раньше этим занимались частные кампании и результаты оценки схожих объектов могли сильно разниться. Чиновники надеются, что подобное нововведение позволит выстроить единый план по оценке земельных участков.
  4. О переоценке имущества.
    Еще одно новшество, вступившее в силу с начала 2019 года, касается переоценки имущества. Если раньше гражданин, не согласившийся с суммой начисленного земельного налога, обращался в Ростреестр за переоценкой, то добиться перерасчета можно было на действующий и предыдущий налоговый период. Теперь же, начиная с 1.01.2019, пересчет будет распространяться только на последующие налоговые периоды.
  5. О перерасчете для физических лиц.
    Еще об одном, более положительном, изменении, которое касается уплаты земельного налога физическими лицами, читайте в отдельной статье.
Читайте также:  Особенности сдачи 3-НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика

Кто обязан платить ЗН, и кто освобожден от его оплаты

Всех налогоплательщиков сбора на землю можно разделить на 2 группы :

  1. Физические лица – сюда относятся владельцы отдельных участков и индивидуальные предприниматели.
  2. Юридические лица – к этой категории относятся разные организации и коммерческие структуры.

Каждая из этих групп имеет часть лиц, кто не платит земельный налог, или платит по льготным тарифам .

Организации, которые сюда относятся, можно разделить по типам и направлениям их деятельности:

  • социальная сфера;
  • религиозное направление;
  • наука;
  • исследовательские, опытные, научные учреждения;
  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ.

Все они полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Уточнить подробности этого списка можно в ФНС.

А также не облагается налогами земля:

  • находящаяся в аренде или в срочном пользовании;
  • которая входит в водные и лесные фонды РФ;
  • с расположенными на ней объектами культуры, истории, науки;
  • изъятая из оборота (заповедники, парки, объекты армии и ФСБ, кладбища).

Следующая группа – это категория граждан, которая по законам РФ освобождена от уплаты налога на землю или делает это по сниженным тарифам. Сюда относятся:

  • герои СССР;
  • пенсионеры – участники военных действий;
  • пострадавшие в авариях с выбросом радиоактивных веществ;
  • лица, начавшие заниматься сельскохозяйственной деятельностью, им позволено не вносить взносы за землю первые 5 лет.

Как узнать величину налога на землю

Размер суммы для уплаты земельного налога зависит от следующих факторов:

  • кадастровой стоимости территории;
  • налоговой ставки на землю для конкретного региона;
  • наличия или отсутствия льгот у владельца;
  • других факторов – доли владения участком, времени его использования.

Ставки по земельному налогу

Налоговым кодексом РФ установлена ставка налогов на землю, точнее говоря, ее верхняя грань. Местные власти имеют право изменять ставки, но только не выше от указанных НК.

Ставок есть две, они зависят от типа используемого участка:

  • 0,3% от величины кадастровой стоимости – т. н. пониженная ставка. Применяется только к конкретно обозначенным законодательством типам земель – с/х участки, подсобные хозяйства, садовые товарищества, а также территории, предназначенные для строительства жилых домов, коммунальных комплексов (п.3 ст.394);
  • 1,5% от общего размера кадастровой стоимости – ставка, применяемая для всех других типов земель.

Узнать ставку налога на землю конкретно для своего региона можно, посетив официальный сайт ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/ или непосредственно отведав местное отделение налоговой службы. Например, налоговая ставка для подсобного хозяйства для примера с Санкт-Петербургом, рассмотренного здесь, будет 0,042%:

То есть в строке поиска нужно ввести тип земель, выбрать категорию плательщиков и система покажет вам нужную ставку.

Расчет земельного налога

Вопрос как рассчитать земельный налог чуть ли не самый популярный по данной теме. Окончательный расчет проведут местные органы управления после обращения к ним. А сейчас вы самостоятельно можете вычислить сумму для уплаты взноса на землю по следующим формулам.

Размер ЗН=КС*Д*НС*КВ

где КС – кадастровая стоимость участка земли;
Д – доля владения;
НС – налоговая ставка на землю, конкретная для определенного региона;
КВ – коэффициент, который применяется при расчёте, если территория земли была в использовании не целое количество лет.

Некоторым категориям граждан предоставляются определенные льготы, при наличии таковых размер земельных налогов будет вычисляться по формуле:

Размер ЗН=КС*Д*НС*КВ-Л

Примеры расчёта налога на землю

Для наглядности рассмотрим несколько примеров, как правильно рассчитать налог на землю с помощью данной формулы. Допустим, некий гражданин является владельцем с правом собственности определенной территории земли Санкт-Петербургской области, налоговая ставка для которой установлена – 0,3%, а кадастровая стоимость 2 млн рублей.

  • За целый год владения земельным участком он должен заплатить:
    ЗН=КС*НС=2 000 000*0,3%=6000 руб.
  • Если участок использовался неполный год , например, 6 месяцев, он уплатит налог на землю, сумма которого равна:
    ЗН=КС*НС*КВ=2 000 000*0,3%*0,5=3000 руб, где КВ=0,5=6/12.
  • Если он владеет только частью земельного участка , например, 1/3, то размеры налога на землю будут следующими:
    ЗН=КС*Д*НС*КВ=2 000 000*1/3*0,3%*0,5=1000 руб.

Чтобы узнать земельный налог за сотку, достаточно разделить общее начисление на количество соток.

Кто и когда может оформить льготы

Земельный налог, как и другие взносы граждан РФ, имеет четко прописанные льготные категории, которые позволяют некоторым группам лиц совершать оплату по меньшим тарифам.

Если говорить о физических лицах, то льготы полагаются:

  • инвалидам детства, а также I II групп;
  • инвалидам и ветеранам войны;
  • героям РФ и СССР;
  • участникам ликвидации чернобыльской аварии;
  • пенсионерам.

Что касается льгот на земельный налог для организаций, то они прописаны в ст.№395 НК РФ.

В НК РФ каждой из льгот приписан индивидуальный код, для упрощения заполнения налоговой декларации.

В чем суть льгот? Гражданам разрешено не платить налог, если площадь участка земли составляет 6 или меньше соток. Если больше 6, то от общей площади вычитается 6 соток, и платиться налог только за ту площадь земли, что осталась.

Для этого нужно представить соответствующие документы, что подтвердит право гражданина получить льготы.

Оформление льгот на уплату налога

Чтобы получить полагающиеся от государства скидки, нужно написать заявление о предоставлении льгот по земельному налогу, где указать следующую информацию:

  • код налоговой инспекции, к которой относится земельный участок налогоплательщика;
  • реквизиты владельца;
  • информация о земельном участке;
  • ИНН;
  • группа инвалидности (дополнительно представить документы, подтверждающие ее);
  • сам текст заявления с четко изложенной просьбой и причинами для предоставления льготы.

Заявление можно представить лично, или через доверенное лицо. Используя другой вариант, нужно иметь доверенность, подтвержденную нотариусом.

Все об оплате земельных налогов

Тема, касающаяся оплаты земельных налогов, вызывает много вопросов. Самые распространенные из них:

Кому платить земельный налог? – Данные средства направляются в бюджет того региона, к которому принадлежит земельный участок.

Как платить налоги на землю? – Это можно сделать, посетив местную ФНС или же посредством интернета: через сайты ФНС, Госуслуг, Сбербанк онлайн или сервис Яндекс.Деньги. Подробнее об оплате читайте здесь.

Сроки, порядок и правила уплаты

Платить налоги на землю нужно в местном регионе, к которому территориально относиться земельный участок.

Когда платят земельный налог физические лица? – После того как получат уведомление от НС с указанным суммой налога за землю и сроком уплаты. Согласно изменениям ФЗ №320 от 23.11.2015 оплатить нужно до 1 декабря того года, который наступит после «оплачиваемого». То есть, до 01.12.2019 необходимо внести взнос на землю за 2018 год.

Даже если уведомление не пришло, НС обязуют население самостоятельно обратиться в инспекцию и сообщить о наличии в них земельных участков. Сделать это можно, записавшись на прием через онлайн-сервис https://order.nalog.ru/:

Срок уплаты земельных налогов для юридических лиц совершенно другой, и отличается:

  • во-первых – ежеквартальными авансовыми платежами;
  • во-вторых – часть платежа за последний квартал нужно будет внести до 1 февраля текущего года.

При неуплате земельного налога налоговый кодекс предусматривает наказания – это пеня по земельным налогам или штраф, размером 20 или 40% от общей суммы, что зависит от тяжести нарушения.

Авансовые платежи

Этот раздел касается только юридических лиц, т. к. авансовые платежи за землю для простых граждан не предусмотрены налоговым кодексом.

Авансовые платежи по земельному налогу – это возможность оплачивать налог на землю авансами (по частям) поквартально на протяжении года.

Что касается сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2018-2019 году, то здесь также местные власти на своей территории могут устанавливать разные даты. Чаще всего эти оплаты осуществляются поквартально, не позднее последнего дня того месяца, что следует за прошедшим кварталом. Узнать о датах для нужного региона можно здесь – https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/ – на сайте ФНС, указав в нужной строке код нужного региона.

Например, для жителей Санкт-Петербурга справочная информация по налоговым платежам выглядит так:

На скриншоте указаны сроки уплаты авансов и налога для предприятий этого города.

Каждый авансовый платеж составляет ? от общей начисленной суммы налога на землю за целый год.

КБК земельных налогов 2018-2019

Важной деталью при оформлении/оплате земельного налога являются коды бюджетных классификаций, или сокращенно КБК земельных налогов.

Ниже представлены все коды, включая КБК по пеням земельного налога.

Отчетность по оплате налога на землю

Этот раздел опять-таки касается только организаций, так как население не обязано подавать отчеты об оплате земельного налога.

Отчетный документ – декларация по земельному налогу – предоставляется в НС единожды после полной оплаты налога на землю, до 1.02 того года, что следует за подотчетным годом.

Заполняется декларация по форме КНД 1153005 в бумажном или электронном виде – как выберет налогоплательщик.

Заключение

Итак, земельный налог – это важный платеж, который должен регулярно совершаться гражданами, а также организациями, имеющими в собственности земельные участки. Исключение составляют лица, освобожденные от уплаты налога на землю. Чтобы получить это право, а также возможность платить по сниженным льготным тарифам, необходимо предоставить соответствующие документы в местные органы ФНС.

Если возникнут какие-то трудности, связанные с уплатой налога на землю или оформлением документов, можно обратиться к специальным службам за юридической помощью.

Если остались вопросы, задавайте их в комментариях.

Исчисление и уплата земельного налога. Участки, права на которые возникли не с начала года

Идеальной была бы ситуация, когда права на земельные участки возникали бы у организаций с начала года. На практике такие случаи крайне редки, намного чаще государственная регистрация прав на земельные участки приходится на даты, не совпадающие с началом года. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты земельного налога, если такая обязанность возникает не с начала календарного года.

Общие положения

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог регулируется в особом порядке: в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 387 НК РФ этот налог устанавливается, вводится в действие, прекращает действовать на основании НК РФ и законов названных городов и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Вводя земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Помимо этого указанные органы наделены правом устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Последним из названных прав могут обладать только граждане (п. 1 ст. 266 ГК РФ).

Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Таким образом, если у организации в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, и этот участок является объектом налогообложения, то указанная организация признается плательщиком земельного налога.

Напомним, что налоговым периодом является календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ), права собственности и постоянного (бессрочного) пользования возникают у организации с момента государственной регистрации земельного участка. Доказательством существования зарегистрированных прав собственности и постоянного (бессрочного) пользования признается запись в Едином государственном реестре прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в указанный реестр (п. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ).

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Кадастровая оценка земли

Напомним, что согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

При определении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316. Налогоплательщики-организации (далее — налогоплательщики) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на правах собственности или постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, установлен в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон № 221-ФЗ), согласно которому эти сведения предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В п. 13 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц. Форма такой справки утверждена приказом Минэкономразвития России от 1.10.13 г. № 566, она оформляется на одном вертикально расположенном листе формата A4 и заверяется подписью уполномоченного в установленном порядке лица органа кадастрового учета, выдавшего кадастровую справку, и оттиском печати такого органа.

Кроме того, сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в его кадастровом паспорте и в кадастровой выписке об этом участке. Формы этих документов содержатся в приложениях 3 и 4 к приказу Минэкономразвития России от 25.08.14 г. № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» соответственно.

Согласно п. 8 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровая выписка об объекте недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Федеральным законом № 221-ФЗ.

Получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны самостоятельно. Как следует из п. 14 ст. 396 НК РФ и постановления Правительства РФ от 7.02.08 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», налогоплательщики обязаны обеспечивать себя сведениями посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.

Изменения в законодательстве

Кроме того, на основании Закона № 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I -IV, ст. 31 и глава VI Закона № 122-ФЗ, а с 1 января 2022 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона № 361-ФЗ).

Однако следует иметь в виду, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3.07.16 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

С 1 января 2017 г. также начал действовать Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, которые возникают в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в этом реестре (см. на стр. 7 статью Д. Азжеурова «Госрегистрация прав на недвижимость»).

Читайте также:  Какой налог с продажи автомобиля следует платить

Изменение кадастровой стоимости земли в течение налогового периода

Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос, изменяется ли кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода. В письме Минфина России от 29.01.09 г. № 03-05-06-02/05 разъяснено следующее: из положений НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 18.12.08 г. № 03-05-05-02/91, от 5.09.06 г. № 03-06-02-02/120.

Отметим, что и арбитражные суды поддерживают позицию Минфина России (постановления ФАС Московского округа от 6.03.09 г. № КА-А41/1065–09, ФАС Поволжского округа от 31.03.09 г. № А06-5597/2008).

Следовательно, если у налогоплательщиков в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, являющийся объектом налогообложения, то его кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Данное положение справедливо, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Отметим, что согласно абзацу 5 п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Вместе с тем изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, которая допущена осуществляющим государственный кадастровый учет органом при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если кадастровая стоимость изменяется на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда, то сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания (абзац 7 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то налоговая база в данном периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абзац 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Исчисление суммы налога

По истечении налогового периода сумма налога рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено п. 15 ст. 396 НК РФ. При этом налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных НК РФ (ст. 394). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как ¼ соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) сумма налога (сумма авансового платежа по нему) в отношении данного земельного участка исчисляется с учетом коэффициента. Для определения такого коэффициента число полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, следует разделить на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если право собственности (постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

В случаях, когда соответствующее право на земельный участок (его долю) возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении данного коэффициента.

Иными словами, если права на земельный участок возникли до 15-го числа включительно, то земельный налог за этот месяц уплачивает новый собственник (пользователь) земельного участка. Если же права на земельный участок перешли во второй половине месяца (после 15-го числа), то обязанность по уплате земельного налога за этот месяц возлагается на прежнего собственника (пользователя). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 8.09.06 г. № 03-06-01-02/36.

Пример

5 августа 2017 г. организация приобрела в собственность земельный участок. Нормативным правовым актом данная организация является плательщиком земельного налога и обязана исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка установлена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2017 г. года составляет 40 000 000 руб.

Коэффициент для расчета земельного налога равен 0,42 (5 месяцев (август- декабрь) / 12 месяцев).

Сумма земельного налога составит 168 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х 0,42).

Сумма авансового платежа по налогу за III квартал календарного года рассчитывается исходя из коэффициента 0,67 (2 месяца / 3 месяцев).

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу за III квартал текущего года будет 67 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х ¼x0,67).

Налоговые льготы

Налогоплательщик может быть освобожден от уплаты земельного налога на основании ст. 395 НК РФ или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом налогоплательщик, руководствуясь п. 10 ст. 396 НК РФ, обязан представить документы, подтверждающие такое право на льготу, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставлено такое право, исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права считается за полный месяц.

Сроки уплаты налога

Если предусмотрена уплата авансовых платежей, налогоплательщики-организации должны их уплачивать, руководствуясь п. 2 ст. 397 НК РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном п. 5 ст. 396 НК РФ порядке, т. е. сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Сумма налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ). По этому же месту по истечении налогового периода налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1, 3 ст. 98 НК РФ).

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.11 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Обратите внимание! Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в названном качестве (п. 4 ст. 398 НК РФ).

Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом ФНС России от 16.05.07 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@». Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.05 г. № 85н.

Земельный налог для организаций

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Ссылка на основную публикацию